Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ассимиляция, Алия, Диаспора, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Кровавый навет
Раби Амрам бар Ихье Корах (Сеарат Тейман; 5631-5713 /1871-1952/ гг.) — выдающийся законоучитель и летописец евреев Йемена, духовный лидер йеменской алии.
Родился в месяце сиван 5631 /1871/ года в г. Сане, столице Йемена. Сын и ученик знаменитого знатока Торы р. Ихье Кораха (Марпэ Лашон).
В 5693 /1933/ году р. Амрам Корах стал верховным раввином Йемена, сменив на этом посту р. Ихье Алеви Ицхака.
Он написал книгу Сеарат Тейман (Буря на Юге) — обстоятельную энциклопедию, освещающую все стороны общинной жизни евреев Йемена (слово Тейман переводится со святого языка и как «юг», и как «Йемен»). В книгу включены очерки, посвященные двухтысячелетней истории евреев страны, их образу жизни, культуре, уникальным традициям и обычаям.
Р. Амрам Корах удостоился стать последним верховным раввином «йеменского изгнания» — в 5709 /1949/ году, после образования государства Израиль, он вместе со всей еврейской общиной Йемена совершил алию (подъем) на Святую Землю.
В 5708 /1948/ году, после того, как в Сане арестовали нескольких евреев, обвинив их в ритуальных убийствах, по стране прокатилась волна погромов. Со всех концов Йемена пешком, иногда неделями находясь в пути, евреи устремились в портовый город Аден, а оттуда самолетами — в Землю Израиля. В течение года на Святую Землю прибыло около сорока пяти тысяч беженцев — подавляющее большинство еврейского населения Йемена. В Адене они поднимались по трапу самолета с предвкушением приближающейся геулы — конечного избавления, но израильская действительность оказалась обескураживающей. Благочестивых и целомудренных йеменских олим селили в большие армейские палатки, по несколько семей в каждую, — так, что соблюдение законов скромности становилось трудновыполнимой задачей. Силой и хитростью у вновь прибывших отбирали детей и отсылали в маханот аноар (молодежные лагеря), где им стремились привить ценности светского общества. Например, девушкам выдавали только «модные» платья, ношение которых противоречило законам скромности, а привезенные из Йемена, целомудренные одежды запрещали даже стирать. В итоге многим девушкам приходилось оставаться в одном и том же платье по году и более, пока оно не начинало тлеть прямо на теле. Далеко не все могли выдержать подобные испытания — и «перековка» йеменских олим в «новых евреев, свободных от галутных предрассудков», шла полным ходом (Иквета димешиха 190).
Р. Амрам Корах умер в Йерушалаиме — в канун праздника Суккот 5713 /1952/ года.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению