Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Виленский Гаон, Рав Александр Кац
Раби Йехезкель бар Ицхак-Айзик Ландо (5539-5631 /1779-1871/ гг.) — авторитетный законоучитель, глава раввинского суда г. Вильно (Вильнюса).
Происходил из почтенного раввинского рода.
Был одним из ближайших учеников р. Хаима из Воложина.
В пятнадцатилетнем возрасте женился на дочери знатока Торы и богача р. Арье-Лейба Береса из Вильно, родственника и близкого помощника Виленского Гаона.
Виленский Гаон благословил юного жениха, пожелав ему удостоится здорового долголетия. Всю жизнь р. Йехезкель хранил тот штраймл, на который Гаон возложил руку в момент благословения, — до глубокой старости раз в году, в Йом кипур, он облачался в этот головной убор (Р. Дов Элиах, Агаон с. 510).
Р. Йехезкель считал себя последователем Виленского Гаона — он говорил: «Нет большего чуда, чем то, что один человек сумел приобрести такую мудрость и такие познания в Торе, которых хватило бы на целое поколение, состоящее из совершенных мудрецов» (там же с. 1203).
В 5596 /1836/ году р. Йехезкель возглавил раввинский суд Вильно и восседал на этом самом авторитетном и почетном раввинском «троне» в течение трех с половиной десятилетий — до дня своей смерти.
До самой глубокой старости р. Йехезкель отличался крепким здоровьем и даже не прибегал к помощи очков (там же с. 510).
Р. Йехезкель Ландо умер двадцать первого хешвана 5631 /1871/ года на девяносто втором году жизни.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?