Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Германия, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Барух Сегаль из Вены (Маарам Сегаль; умер в 5164 /1404/ г.) — глава поколения мудрецов Германии и Австрии.
Был раввином г. Эрфурта, затем Франкфурта; в 5143 /1383/ году возглавил общину Нюрнберга, а спустя два года вновь вернулся во Франкфурт. В 5151 /1391/ году был арестован по ложному доносу и около года провел в заключении, а после освобождения перебрался в Вену: здесь он стал раввином городской общины.
В результате гонений и погромов были разрушены многие центры Торы и умножилось число недоучившихся «судей», причиняющих своей некомпетентностью серьезный урон общине. Чтобы избежать опасных последствий, Маарам Сегаль придал новое значение почетному титулу «Морейну» (наш наставник) — теперь этот титул свидетельствовал, что его обладателю разрешено вести судебные дела, требующие самой высокой квалификации. Титул должен был передаваться от учителя к ученику, подобно тому, как передавалась смиха в эпоху Мишны. Первыми титул «Морейну» получили младшие соратники Маарама Сегаля р. Авраам Клойзнер и р. Шалом из Нойштадта, а затем и его ученик р. Яаков Мёллин (Маариль;).
С этим титулом связано также то имя, под которым сам р. Меир Сегаль вошел в историю еврейской мысли: «Маарам» — это аббревиатура слов «Морейну арав Меир» (наш наставник рав Меир).
Многие законодательные решения Маарама Сегаля приводятся в респонсах его ученика Маариля, а также в знаменитой книге Трумат адешен, написанной учеником Маариля р. Исраэлем Исерлином.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»