Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Рав Александр Кац, Франция
Раби Авраам бар Ицхак (Раавад Ашени; 4870-4939 /1110-1179/ гг.) — один из первых выдающихся законоучителей Прованса, автор книги Аэшколь.
Его ближайшим наставником был р. Ицхак бар Меруан Алеви. Учился также в г. Люнеле у р. Мешулама бар Яакова. В течение нескольких лет жил на севере Испании, в Каталонии, составлявшей тогда с Провансом единое государство: в Барселоне, крупнейшем городе Каталонии, он изучал Тору у знаменитого законоучителя и кабалиста р. Йеуды Абарцилони.
Возвратившись в Прованс, р. Авраам возглавил раввинский суд и ешиву Нарбонны. В переписке мудрецов его называли «рав ав бет дин» (глава раввинского суда) — аббревиатура этих слов — «Раавад» — стала именем, под которым он вошел в историю еврейской мысли (Раавад Ашени /Второй/, поскольку именем Раавад Аришон /Первый/ называли знаменитого мыслителя и историка из Испании р. Авраама Ибн Дауда;).
Раавад Ашени написал комментарии на большую часть Талмуда: многочисленные фрагменты из них приводят в своих книгах Бааль Амаор, Рамбан и Рашба; целиком же сохранился только комментарий ко второй половине трактата Бава батра.
В своем основном труде, алахическом кодексе Аэшколь, Раавад Ашени применил новый принцип систематизации материала: в соответствии с распорядком дня и календарными праздниками.
Его учеником, а впоследствии зятем был р. Авраам бар Давид из Поскьеры (Раавад Бааль Аасагот;). У него учился также р. Зерахия Алеви (Бааль Амаор;).
Внуком Раавада Ашени был один из самых значительных комментаторов Талмуда р. Менахем Меири, автор книги Бейт абехира.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»