Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мидраш, Дарование Торы, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Танхума бар Аба (умер ок. 4135 /375/ г.) — выдающийся толкователь Торы.
Родился в Вавилонии, но затем переселился в Землю Израиля. Был одним из руководителей поколения; участвовал в диспутах с отступниками и христианами (Берешит раба 19:4).
Он составил один из самых авторитетных сборников мидрашей — Мидраш Танхума, в котором комментируется все Пятикнижие — от сотворения мира до смерти Моше.
Раби Танхума начинает книгу знаменитыми словами: «Святой, благословен Он, сверялся с Торой и творил по ней мир… А как Тора была записана? Черным огнем по белому огню…». И далее он раскрывает неразрывную связь и взаимообусловленность текста Торы и устной традиции. Он пишет: «Благословен Б-г за то, что избрал Израиль из 70 народов и даровал нам Тору — текст Торы, полный тайн и тонких намеков, и устную традицию, раскрывающую эти тайны народу Израиля. Ведь в тексте Торы — только самые общие законы и принципы, а в Устной Торе — все подробности и детали. …И не сможет стать знатоком традиции тот, кого влечет к наслаждениям этого мира, кто стремится в этом мире к почестям и величию, — но только тот, кто готов отдать свою жизнь для Торы. Таков путь к Торе: хлеб с солью ешь, воду в меру пей, спи на земле, живи жизнью полной лишений и трудись над постижением Торы. Ведь Святой, благословен Он, заключил союз с Израилем именно на условии, что евреи будут следовать Устной Торе, изучение которой сопряжено с трудом и лишениями… И не приняли сыны Израиль Тору до тех пор, пока не склонил над ними Святой, благословен Он, гору, подобно гигантской бочке. И сказал Святой, благословен Он, Израилю: “Если вы примите Тору — хорошо, но если нет — здесь будут ваши могилы”. И не из-за Письменной Торы нависла гора над ними: ведь, как только им была предложена Тора, они сразу же ответили “Выполним и услышим” — поскольку это небольшой текст, изучение которого не связано с трудом и лишениями. Но гора нависла над евреями из-за Устной Торы, в которой собраны все подробности и детали заповедей, — и она сурова, как смерть, и ревнива, как преисподняя, и ее сможет изучать только тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, всей душой и всем своим существом» (Танхума, Ноах 3).
Эти слова звучат гимном мудрецам эпохи Талмуда.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.