Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Испытания, Пророчество, Чудеса, Сны, Даниэль, Александр Кац, Писания, Навуходнецар, Вавилонское изгнание, Дарий
Даниэль (דניאל) — величайший праведник и провидец.
Потомок царя Давида (Санхедрин 93б; Зоар 3, 146а).
В 3319 году /441 г. до н. э./ вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иерусалим, увел в плен царя Йеоякима, а также нескольких юношей царского рода, среди которых был пятнадцатилетний Даниэль (Даниэль 1:1-6, Ибн Эзра и Мальбим; Седер адорот). В плену его стали называть вавилонским именем Белтшацар (Даниэль 1:7).
В течение трех лет пленных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, чтобы впоследствии они смогли служить при дворе (там же 1:4-5). Даниэль отказался употреблять в пищу яства с царского стола, которые им доставляли, и ел только овощи, а пил только воду — и также питались три его друга: Хананья, Мишаэль и Азарья (там же 1:8-16).
И именно эти четыре друга оказались наиболее знающими и смышлёными, а Даниэль к тому же обладал способностью толковать сны, — и они были взяты в свиту Невухаднецара. Царь часто обращался к ним за советами и убеждался, что они превосходят мудростью всех его ученых и жрецов (там же 1:17-20).
Даниэль прославился в качестве мудрого и справедливого судьи. В 3330 году /430 г. до н. э./ он избавил от смерти молодую замужнюю женщину по имени Шушана, которую попытались соблазнить два старых судьи, пригрозившие ей, что, если она им откажет, они засвидетельствуют в суде, будто она изменила своему мужу с неким юношей. А за супружескую измену полагалась смертная казнь. Шушана им отказала, и они обратились в суд. Дело дошло до Даниэля, и с помощью своей прозорливости он сумел изобличить двух «почтенных» лжесвидетелей (Седер адорот).
Даниэль много занимался делами благотворительности — помогал бедным и устраивал свадьбы неимущих невест (Авот дераби Натан 4:5).
В 3340 году /420 г. до н. э./, через два года после разрушения Иерусалимского Храма, Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Разгневанный царь повелел изрубить на куски всех своих советников и толкователей снов. Угроза нависла и над Даниэлем — и тогда Творец открыл ему разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль 2:1-33, Раши; Седер адорот). По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон. Поэтому-то Даниэль и сказал Невухаднецару: «Ты сам — голова из золота» (Даниэль 2:36-40).
При этом Даниэль подчеркнул, что узнал содержание и разгадку сна от «Б-га, открывающего тайны» (там же 2:28). И он напомнил царю, что в конце сновидения тот видел огромный камень, который разбил идола, а затем «превратился в большую гору и заполнил всю землю» (2:34-35). В конце дней, — пояснил Даниэль, — «Б-г небесный установит такое царство, которое никогда не разрушится. …Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно» (2:44).
Невухаднецар, вспомнивший благодаря Даниэлю содержание своего сна во всех мельчайших подробностях, поклонился ему до земли и провозгласил: «Воистину ваш Б-г — Он Б-г богов и Властелин царей, знающий всё сокровенное, раз уж ты сумел раскрыть эту тайну». Царь назначил Даниэля своим главным визирем, а затем, по его совету, сделал его друзей — Хананью, Мишаэля и Азарью (в Вавилоне их называли Шадрах, Мейшах и Аведа) — своими министрами, управляющими страной (2:46-49).
Вскоре Невухаднецар вновь увидел сон, напугавший его не менее первого. На этот раз ему приснилось огромное дерево, достигающее кроной небес. Но вдруг ангел-разрушитель повелел срубить это дерево, оставив лишь его корень. «Сердце человеческое да будет отнято у него, — произнес ангел, — и сердце звериное пусть будет ему дано, и пусть семь лет пройдут над ним». И когда царь рассказал свой сон Даниэлю, тот, смутившись, долго молчал, не решаясь раскрыть смысл сна, но затем сказал: «Господин мой, врагам бы твоим — этот сон, а его разгадку — тем, кто тебя ненавидит». Даниэль пояснил, что дерево, которое будет срублено под корень, — это сам царь. «Таков приговор Всевышнего, который настигнет моего господина, царя, — предрек Даниэль. — И будешь ты удален от людей, и со зверями полевыми будет жилье твое, и травой, подобно быкам, будут кормить тебя. …И семь лет пройдут над тобой, пока ты поймешь, что Всевышний властвует над царством людским, и кому хочет, его отдает» (4:1-23).
Даниэль посоветовал царю попытаться искупить свои грехи делами милосердия, поддерживая еврейских изгнанников, многие из которых буквально умирали от голода, — и тогда, возможно, исполнение приговора будет отложено (4:24, Раши; Мидрешей корот амейну 1, 36).
В течение года царь следовал совету Даниэля, но затем перестал помогать еврейским беднякам, — и предопределение сразу осуществилось (Сота 21а, Раши; Мальбим, Даниэль 4:24). Царь потерял рассудок, и в течение семи лет он «был удален от людей и ел траву, как быки» — за это время его тело поросло волосами, а «ногти у него стали, как когти птиц» (Даниэль 4:26-30). Это было наказанием за то, что он разрушил Храм, который строился в течение семи лет (Раши, Даниэль 4:22).
В 3364 году /396 г. до н. э./, после смерти Невухаднецара, во главе империи встал его сын Эвиль-Меродах, правивший страной еще в течение тех семи лет, когда его отец был лишен рассудка (II Мелахим 25:27; Ваикра раба 18:2; Седер адорот). А в 3386 году /374 г. до н. э./ воцарился сын Эвиль-Меродаха — Белшацар (Седер олам раба 28; Седер адорот). В тот год Даниэль увидел пророческий сон, в котором ему были показаны четыре зверя: лев с орлиными крыльями, медведь, крылатый леопард и «четвертый зверь — страшный и ужасный, могучий, с большими железными зубами, пожирающий и дробящий, …непохожий на всех тех зверей, которые были до него». И ангел, явившийся во сне, объяснил Даниэлю, что показанные ему «звери» символизируют те самые «четыре царства», которые на протяжении истории будут властвовать над народом Израиля. А «четвертый зверь» будет властвовать до конца времен, а затем установится власть потомка Давида, о котором Даниэль сказал так: «Увидел я в ночном видении: вот, будто вместе с небесными облаками, пришел человек, …и дана была ему (Б-гом) власть и почести, и царство» (Даниэль 7:1-27).
Два года спустя Даниэль увидел пророческий сон, в котором было прояснено многое из показанного ему прежде. В этом сне он увидел «как баран бьет рогами на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним» (там же 8:4), и ему было объяснено: «Двурогий баран, которого ты видел, — это цари Персии и Мидии» (8:20). Из этого Даниэль понял, что в будущем империя вавилонян сменится царством персов.
В том же сне он увидел, как «с запада идет козел по всей земле, …и рог возвышается между его глазами». «И увидел я, — записал Даниэль свой сон, — как приблизился он к барану и яростно напал на него, …и сломал оба рога его. И не было у барана сил устоять перед ним — и свалил тот его на землю, и растоптал его, и не было никого, кто спас бы от него барана» (8:5-8). Даниэлю было объяснено, что «козел — это царство Греции, а большой рог, который между глаз у него, — это первый царь» (8:21), т.е. создатель новой великой империи Александр Македонский, одолевший Персию (Раши, там же). Таким образом, ему было открыто и «третье царство».
И, наконец, Даниэль увидел «наглого царя» — правителя Рима, который в будущем «станет губить …народ святых» и «восстанет против Владыки владык», — но в конце времен он «будет сломлен». А затем Даниэля предупредили: «Скрой это видение, потому что оно — на дальние времена» (8:23-26, Раши).
После этого видения, в котором ему была показана вся трагическая история народа Израиля, Даниэль «изнемог и болел несколько дней» (8:27).
В 3389 году /371 г. до н. э./, в дни войны Вавилона против Мидии и Персии, царь Белшацар устроил пир, на который приказал вынести золотые и серебряные сосуды Иерусалимского Храма, и из них пили вино (5:1-4, Раши; Седер адорот). Белшацар знал пророчество Ирмии: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и вспомню для вас доброе Мое обещания о возвращении вас на это место (т.е. на Святую землю)» (Ирмия 29:10) — и он, решив, что это предсказание не сбылось, устроил праздничный пир. Ведь Невухаднецар правил сорок пять лет, Эвиль-Меродах — двадцать три года и сам Белшацар — уже два, всего — семьдесят, а значит, предсказанное пророком крушение Вавилона уже не состоится (Мегила 11б). И вдруг Белшацар увидел кисть человеческой руки, начертавшую на выбеленной стене дворца некие загадочные письмена. В страхе царь повелел привести Даниэля, который не участвовал в пире. Даниэль упрекнул Белшацара в том, что тот восстал против Б-га, осквернив сосуды из Его Храма. А затем он расшифровал загадочную надпись: правление вавилонян завершено, а их царство будет разделено между Мидией и Персией (Даниэль 5:5-28).
В ту же ночь Белшацар пал от руки одного из своих сановников, а затем город Вавилон был внезапно атакован объединенным войском персов и мидийцев. В Вавилоне воцарился царь Мидии Дарьявеш (Дарий), назначивший в помощь себе трех верховных визирей, одним из которых стал Даниэль (Даниэль 6:1-3; Сефер Йосифон 3; Седер адорот). А затем, увидев, насколько Даниэль превосходит остальных сановников мудростью и силой духа, Дарий решил назначить его единым правителем. Тогда другие сановники уговорили царя издать указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти обращаться с молитвой к кому-нибудь, кроме самого Дария, а затем они донесли царю, что Даниэль трижды в день молится Б-гу евреев, повернувшись лицом в сторону Иерусалима. Царь попытался спасти своего советника, но его убедили, что «любой запрет и указ, утвержденный царем нельзя отменить» — а иначе в стране воцарится безвластие. Даниэля бросили в яму со львами, но звери не причинили ему вреда (Даниэль 6:4-23). Более того, свирепые хищники трепетали перед ним, как овцы, ибо «на его лице был отражен лик Творца» (Зоар 2, 125б). Но сановники утверждали, что львы не нападают на Даниэля потому, что чересчур сыты (Шохер тов 64). Тогда по приказу царя Даниэль был поднят из ямы, а вместо него туда бросили всех сановников, составивших против него заговор, и львы мгновенно разорвали их на куски (Даниэль 6:24-25).
В тот год, изучая по свиткам пророчества Ирмии, Даниэль понял, что предреченные семьдесят лет следует отсчитывать не от года воцарения Невухаднецара, когда Вавилон впервые покорил Йеуду, а от года разрушения Храма — через семьдесят лет после этого будет возведен новый Храм (9:1-2, Раши).
Еще в году правления Невухаднецара Даниэль предсказал одному из слуг царя, персиянину Корешу (Киру), что в будущем тот воцарится над всей огромной империей. Впоследствии Кореш стал царем Персии и женился на дочери царя Мидии Дария (Мидраш Паним ахерим 2, 1; Мидрешей корот амейну 1, 36-37). А когда в первый же год после победы персов и мидийцев над Вавилоном царь Дарий смертельно заболел, власть над империей перешла к его зятю Корешу. В 3390 году /370 г. до н. э./, Кореш, с благодарностью помнивший о предсказании Даниэля, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Седер адорот).
К тому времени Даниэль, пребывавший уже в преклонном возрасте, отошел от дворцовой службы (Даниэль 1:21, 6:29, Раши и Мецудат Давид; см. Сефер Йосифон 3). Воспользовавшись разрешением царя, он вместе с большой группой учеников отправился в Землю Израиля (Шир аширим раба 5:4).
Но позднее, когда строительство Храма было приостановлено, Даниэль возвратился в Персию, где жило тогда большинство еврейских изгнанников, и поселился в городе Шушан (Сузы), расположенном на одном из притоков Тигра. В 3392 году /368 г. до н. э./, на 24 день месяца нисан, Даниэль вновь увидел ангела, который открыл ему, что произойдет в последний период истории, когда «мудрые будут сиять, как сияют небеса, а ведущие многих по пути справедливости — как звезды, во веки веков» (Даниэль 10:1-12:3; Седер адорот). Ангел также сообщил Даниэлю цифровые коды, с помощью которых можно высчитать срок последнего избавления (Даниэль 12:7, 12:11-13), но предупредил, что и «среди мудрых будут такие, которые ошибутся в исчислении, …ибо срок еще не пришел» (11:35). «Ты же, Даниэль, — повелел ангел, — скрой эти слова и запечатай эту книгу до конца срока» (12:4). В мидраше указано, что срок последнего избавления был сообщен только двум людям — праотцу Яакову и Даниэлю (Шохер тов 31:7).
Даниэль погребен в городе Шушан (Седер адорот 3390).
Книга, в которую вошли его прозрения и предсказания, была записана мудрецами Великого Собрания (Бава батра 15а).
Даниэль не считается пророком, так как не было никакого пророчества, с которым бы он был послан к народу Израиля (Мегила 3а, Раши; Зоар 3, 146а).
На протяжении веков многие выдающиеся мудрецы, среди которых были Рамбан, р. Хаим Ибн Атар (Ор ахаим) и Мальбим, пытались высчитать по кодам Даниэля срок конечного избавления (см. например, в кн. «Еврейские мудрецы» с. 337-338). Вместе с тем, некоторые знатоки сокровенного учения полагают, что даже Даниэль, в книге которого закодирован срок конечного избавления, сам не знал этого срока, ведь ему было сказано (Даниэль 12:9): «Иди, Даниэль, ибо скрыты и запечатаны речи эти до конца срока» — и лишь когда эти события произойдут, станет ясно, как именно они были зашифрованы в книге Даниэля (р. Бахье, Бемидбар 24:14; см. Ибн Эзра, Даниэль 8:25).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»