Из цикла «Хроника поколений», темы: Пророки, Александр Кац
Йеу бен Ханани (יהוא בן חנני) — пророк в период Первого Храма.
Его отец Ханани тоже был ясновидцем. И отец, и сын были учениками Ахии Ашилони (см.), и в 2962 году /798 г. до н.э./ получили от него посвящение (Седер адорот; см. также II Диврей аямим 16:7-10).
Пророчествовал в царствование Баши, убившего в 2986 году /774 г. до н.э./ царя Яровама и захватившего власть над северными коленами. А поскольку Баша следовал путями идолопоклонника Яровама, Творец обратился к нему через пророка Йеу с грозным предостережением: «За то, что …ты пошел путем Яровама и ввел в грех Мой народ, Израиль, …Я уничтожу тебя и дом твой, и сделаю с твоим домом то же, что с домом Яровама, сына Невата» (см. I Мелахим 16:1-4; Седер адорот).
В 3009 году /751 г. до н.э./ Баша умер своей смертью, и ему наследовал его сын Эйла. Но на второй год царствования Эйла был убит в результате заговора, организованного смотрителем его колесниц Зимри. Захватив власть, Зимри предал смерти весь род Баши, — как когда-то сам Баша истребил весь род Яровама (I Мелахим 16:6-13; Седер адорот).
Но и Зимри процарствовал всего семь дней: он был убит другим претендентом на престол по имени Омри. По определению Танаха, Омри не только «во всем следовал пути Яровама, сына Невата, и греху его» (т.е. служил идолам), но и «поступал хуже всех, кто был до него». А его сын Ахав, унаследовавший власть в 3021 году /739 г. до н.э./, «делал то, что гневило Б-га, больше, чем все цари Израиля, которые были до него» — включая его отца Омри (I Мелахим 16:18-33; Седер адорот). И когда праведный царь Йеуды по имени Йеошафат, правнук Рехавама, сына Шломо (см.), заключил с Ахавом союз, пророк Йеу упрекнул его: «Зачем помогать нечестивцу и любить ненавидящих Б-га?! …» И царь внял укору пророка (II Диврей аямим 19:1-4, Мецудат Давид).
Йеу написал хронику царствования Йеошафата (II Диврей аямим 20:34, Радак и Мальбим).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего