Из цикла «Хроника поколений», темы: Диаспора, Александр Кац, 12 колен Израиля, Ашер
Ашер бен Яаков (אשר; 2198—2321 гг. /1562—1439 гг. до н.э./) — девятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 20 швата 2198 года /1562 г. до н.э./; младший сын Зилпы, служанки Леи. Когда он родился, Лея воскликнула: «Это мое счастье (אשרי — ашри)!» — и она назвала ребенка Ашер (Берешит 30:12—13; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар).
Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).
Женился на Адун, правнучке Ишмаэля, сына праотца Авраама (см.). А когда Адун умерла бездетной, он взял в жены Адору, дочь Авимаэля, происходившего из рода Эвера (см.). Ашер удочерил дочь Адоры от предыдущего брака — Серах (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Ашера и Адоры родилось четыре сына, Имна, Ишва, Ишви и Бриа (Берешит 46:17).
Он участвовал во всех походах, сражениях и испытаниях, выпавших на долю сыновей Яакова.
Ашер бен Яаков умер в Египте в 2321 году /1439 г. до н.э./ в возрасте 123 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот акацар). Его останки были перенесены его коленом в Землю Израиля и погребены в городе Кадеш-Нафтали (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
Потомки Ашера составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало сорок одну тысячу пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 2:27—28), а при подсчете перед вступлением в землю Израиля — пятьдесят три тысячи четыреста (там же 26:47). Это колено располагалось к северу от Шатра Откровения — рядом с потомками Дана (см.) и Нафтали (см.) (там же 2:25—31).
Знамя колена Ашера по цвету было подобно горящему оливковому маслу, и на нем — изображение оливкового дерева (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2), ведь наш наставник Моше (см.) предрек: «Благословен среди сынов Ашер, …омывает в масле ноги свои» (Дварим 33:24). И, действительно, в наделе, полученном потомками Ашера в Святой Земле, производилось особенно много оливкового масла (Раши, Берешит 49:20).
При разделе Земли Израиля колено Ашера получило обширный надел в Западной Галилее (Йеошуа 19:24—31). Но потомки Ашера не смогли изгнать кнаанцев из Акко, Цидона и ряда других крупных городов своего надела и поселились среди них (Шофтим 1:31—32).
В 3205 году (555 г. до н.э.) колено Ашера было изгнано ассирийцами вместе с остальными северными коленами (Седер адорот акацар).
Еврейский путешественник Эльдад аДани утверждал, что часть изгнанников из колена Ашера поселилась в стране Куш (Эфиопия), где они вошли в состав еврейского государства, основанного коленом Дана (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим). А другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы обнаружил представителей колена Ашера в персидской провинции Нашпур, где они жили вместе с потомками Дана, Звулуна (см.) и Нафтали (Сефер амасаот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»