Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Много в Торе, на первый взгляд, непонятных эпизодов, требующих пояснения. Один из тех, что в этой недельной главе Ваеце, мы уже пояснили на каналах в Вотсапе и Телеграм. А здесь поясним еще один.
«И пошел Реувен в дни жатвы пшеницы, и нашел мандрагоры в поле, и принес их Лее, своей матери. И сказала Рахель Лее: “Дай мне мандрагоров сына твоего!” И сказала [Лея] ей: “Мало того, что забрала ты мужа моего, так еще хочешь забрать мандрагоры сына моего!” И сказала Рахель: “Так пускай ляжет с тобой в эту ночь, за мандрагоры сына твоего!” И пришел Яааков с поля вечером, и вышла Лея ему навстречу, и сказала: “Ко мне войдешь, ибо я наняла тебя за мандрагоры сына моего!” И лег он с ней в ту ночь. И услышал Б-г Лею, и зачала она, и родила Яакову пятого сына. И сказала Лея: “Дал Б-г мне плату…” И нарекла ему имя Иссахар» (Берешит 30:14-18)
Очень странная история. Вопросов куча.
Главный, конечно, — почему мандрагоры вдруг возводятся на такой же уровень важности, как Яаков и проведенная с ним ночь? Или Яаков низводится. Причем обеими сестрами-праматерями. Одна в ответ на просьбу о мандрагорах считает, что забрать их — такое же большое дело, big deal, как забрать мужа. А другая, вроде бы, соглашается: хорошо, тогда сегодня возьму мандрагоры, а мужа дам тебе. Вот это обменялись!
Выходит Лея и говорит Яакову: сегодня я тебя арендовала, иди ко мне! А Яаков — туда же: ни говоря не слова, подчиняется и идет за ней, как какой-то баран, которого действительно арендовали!
Комментаторы задают также и целый ряд других вопросов:
Поскольку Яаков был по факту женат на четырех женщинах — двух праматерях и их служанках — то, наверное, у него был установленный график, по которому он делил ночи между ними. Ведь Тора строго прописывает, что муж должен давать эти ночи жене и не обделять ее (Шмот 21:10) Поэтому Лея свою долю от Яакова как от мужа наверняка получала. И, если в ту ночь он изначально должен был быть с Рахелью, значит, просто была ее очередь. На каком же основании Лея пожаловалась, что Рахель забрала ее мужа? И почему Рахель, отдав его за мандрагоры, вроде бы, согласилась с претензией? Ведь, получается, на самом деле, Лея получила Яакова вне очереди!
Обращают также внимание и на то, что таким образом у Леи от Яакова родился не какой-нибудь сын, а Иссахар, родоначальник колена, посвятившего себя изучению Торы, и произведшего ее великих мудрецов. Странно: такое, казалось бы, не совсем идеальное средство добиться зачатия, и такой великий результат!
Также, почему написано, что Реувен пошел в поле? Он нашел мандрагоры — это, вроде бы, означает случайно, находясь в поле, а не специально туда ходил.
И почему Тора сообщает, что он пошел туда именно в дни жатвы пшеницы? Причем тут пшеница? Ведь тема тут — мандрагоры.
Наконец, почему эти мандрагоры постоянно упоминаются как «мандрагоры моего/твоего сына», как будто Реувен не просто их нашел, а неразрывно с ними связан?
Одно из известных объяснений пользы, которую тогда извлекали из мандрагор — они помогают зачать. Причем не просто «полезны для этого», а нечто более реальное. Похоже, что тогда это было эквивалентом того, чем сейчас является лечение бесплодия. Оно не всегда помогает, но считается средством, которое реально может помочь, и тем, кто хочет добиться зачатия, стоит его пройти. Тогда не было медицины в ее современном виде, но тогда вообще был другой мир. В котором, например, более явно действовали разные сгулот — средства достижения той или иной цели, теперь кажущиеся нам «чудесными»: тогда люди понимали и ощущали их как часть созданного Б-гом мира, его реальные силы.
Вот и мандрагоры были таким средством. И Реувен не просто их нашел — он пошел их искать. Для своей матери. Потому что желал ей того же, что хотела она сама — родить как можно больше детей от Яакова, родоначальников будущих колен Израиля.
И здесь, помимо всего прочего, проявляется величие и праведность Реувена. Ведь дети часто не хотят, чтобы у их родителей было побольше других детей: чем их больше, тем меньше внимания и заботы достанется каждому из них. Поэтому чем больше детей родит Лея, тем больше Реувен терял. А ведь он был первенцем, то есть изначально единственным сыном Леи, и получал всё внимание и любовь. Но потом она рожала все больше и больше — и ему, соответственно, доставалось все меньше и меньше. И несмотря на это, он искренне желал маме родить еще больше! И ревностно относился к тому факту, что Яаков любит ее меньше. Что проявилось, когда после смерти Рахели Яаков перенес свое ложе в шатер Бильи, служанке Рахели, а не в шатер Леи. Тогда Реувен даже совершил неосмотрительный поступок, который ему дорого стоил, настолько он взревновал за маму (Берешит 35:22). Но и до этого копилось. Вот и сейчас он специально пошел в поле искать для нее средство родить еще больше. Поэтому эти мандрагоры называются «мандрагорами моего/твоего сына» — тем самым подчеркивается его заслуга в том, что искал их для мамы.
Но, когда нашел, Рахель попросила дать и ей: ведь ей по логике нужно больше. У Леи уже были дети, а у Рахели еще нет.
Что же означает ответ Леи: мало того, что забрала мужа, так еще и мандрагоры? И как вообще «забрала мужа»?
Комментаторы объясняют. Хотя Яаков действительно делил время между всеми женами, с Рахелью он проводил больше времени, а с другими — только сколько нужно. Причем не просто потому, что любил Рахель, а потому что она оставалась единственной, еще не родившей детей, и поэтому они с Яаковом прилагали больше усилий для зачатия.
И тут Лея ей сказала: ты и так уже прилагаешь много естественных усилий для этого, проводишь с мужем больше ночей, чем я. Так еще и хочешь применить дополнительное природное средство, мандрагоры? Не слишком ли много усилий для нашего высокого духовного уровня? Да, сам не плошай, но на Б-га все-таки надейся!
(Действительно, и Рахель, и в будущем ее сын Йосеф, как уже говорили, должны были заработать все строго по закону, в том числе и выдержкой — дождаться. Рахель — сначала мужа 7 лет, потом детей. Йосеф — вхождения во власть, будучи пока что рабом, а потом еще и зэком. И когда он лишний раз попросил главного виночерпия упомянуть его фараону — сделал усилие — то, наоборот, о нем забыли. И Рахель тоже с помощью мандрагор сразу не забеременела, а когда сбылось, то потому что Б-г «вспомнил» ее прошлую заслугу передачи Леи пароля.)
Хорошо, говорит Рахель, тогда сегодня сделаю именно это усилие — поем мандрагоры, а с мужем ночь не проведу. Наоборот, проведи ты — это особая ночь, вот тебе от меня услуга! (Скоро увидим, почему особая.)
А я, говорит Лея, наоборот, только проведу эту ночь с мужем, но без всяких мандрагор! Ты попросила лишь поделиться мандрагорами (просить все было бы хамством), а я тебе их всех отдам. И положусь только на Б-га.
Сказано — сделано. И вышла Лея встречать Яакова, и сказала: сегодня пожалуйста ко мне — я тебя «заработала», то есть заслужила.
Своей верой — тем, что полагаюсь только на Б-га. И Яаков согласился — с этой логикой. Как говорят комментаторы, «И лег он с ней в ту ночь» — именно что лег сам, по своему выбору, а не просто пошел на поводу.
Так объясняет Альших.
А рав Цви Мекленбург объясняет так:
Нет, Лея не отдала Рахели все мандрагоры. Часть все-таки оставила себе и использовала по назначению.
Ибо, согласно другому объяснению, главное, для чего их тогда собирали, был запах.
В этом плане тоже отличался тогдашний мир от нынешнего — запахи и обоняние играли в нем гораздо более важную роль.
Поскольку, как свидетельствуют сами слова, типа «духов», «вдыхания» и т. п., этот тип восприятия более «духовный». Таким тогда был мир, и таким были его ощущения.
И положительные, и отрицательные.
Положительные — например, Ицхак, когда к нему вошел Яаков за благословениями, «почуял запах одежд и благословил его, и сказал: смотри, запах сына моего, как запах поля, которое благословил Г-сподь!» (Берешит 27:27). Мудрецы толкуют: это Ицхак ощутил вошедший с Яаковом запах Эденского сада.
И жертвоприношения называются не только «хлебом» Б-га, но и «благоуханием». «И воспринял Б-г благоухание» (там же 8:21). «Благоухание (реах нихоах) — удовлетворение Г-споду» (Ваикра 1:9 и еще во множестве мест). Одним из приношений даже была кторет — смесь благовоний, о которой сказано (Дварим 33:10): «Возлагают курение пред тобой» — буквально бе-апеха — «в Твои ноздри».
И на трапезах тогда было принято приносить не только блюда, но и благовония. И благословения на них ввели мудрецы, несколько типов. Тогда как мы обычно произносим такое благословение только раз в неделю, на церемонии Авдала — окончания Шабата, когда положено специально вдыхать аромат благовоний. А так, в повседневной жизни, нет. Но тогда это было одним из регулярных положительных ощущений.
Как водится, на фоне противоположности — ощущений отрицательных…
Во-первых, до недавнего времени не было таких удобств, как канализация. И города буквально воняли, даже в «цивилизованном» Западе.
Во вторых, до недавнего времени человек был гораздо ближе к животному миру. Транспортом были лошади (или ишаки), даже в городе, а большая часть людей проживала в деревне, где был весь фермерский набор.
А ведь праотцы, такие как Яаков, были пастухами — сегодня тоже занятие, немыслимое для людей, на высоком духовном уровне, но тогда было так.
И вот, Лея выходит навстречу Яакову, возвращающемуся с поля, и говорит: ты весь день провел с овцами, устал — и нанюхался. А я тебе приготовила нечто сто́ящее — благовония! Мандрагоры. Пойдем нюхать!
Ибо как сегодня приглашают есть, скажем, в ресторан, или даже домой, в романтичной обстановке, тогда могли также приглашать нюхать!
Это действительно было нечто стоящее.
И оно тоже могло выражаться словом схар. Ведь этот корень означает не только «аренду» или «наем», но и в целом «плату», «награду». Так вечная награда в будущем мире тоже называется этим словом, но она — насколько нам можно представить — является не денежной платой, а совершенством самой души человека, великим духовным наслаждением, чувством полноценности, возвышенности.
Более того, это слово даже не всегда означает плату, а временами просто выгоду или наслаждение. Например, в мишне Авот (2:1): «Взвешивай схар авера — выгоду/удовольствие [которое получишь] от греха, против того, что в результате потеряешь». За грех-то никакой позитивной платы не получишь, только какую-то выгоду или удовольствие в этом мире.
Вот что предложила Лея Яакову — не сказала, что «арендовала» его или даже как-то заплатила за него, а что дает ему сейчас нечто ценное — опять же, не чтобы «купить», а просто по-супружески доставить наслаждение, создать романтичную обстановку.
Будем вдыхать и вздыхать.
И — будет духовность.
Ведь ночь действительно особая.
В чем?
А в том, на что намекает упоминание о днях жатвы пшеницы. На это время выпадает праздник Шавуот, в который делают приношение Двух хлебов — первое из нового урожая пшеницы, как в Песах — приношение Омер, первое из нового урожая ячменя, который жнут тогда.
Короче, это была ночь праздника Шавуот, в будущем дня Дарования Торы. Вот почему Рахель решила уступить Яакова Лее в ту ночь «без очереди» — это был воистину широкий жест и уже не первая большая милость, которую Рахель сделала Лее: я еще когда смогу иметь детей, пока что только прилагаю усилия, принимаю мандрагоры, а ты уже можешь — так вот тебе шанс, зачать в ночь Шавуота. Так у тебя может родиться воистину человек Торы, родоначальник колена мудрецов.
И — родился!
Теги: Недельная глава, Шавуот, Иштадлут, Лея, Яаков, Колена Израиля, Рахель, Иосиф, Ицхак, Иссахар