Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац
Раби Аарон бар Яаков Перлов из Карлина (р. Аарон Агадоль; 5496—5532 /1736—1772/ гг.) — основатель карлин-столинской хасидской династии.
Родился на юге Белоруссии, в городе Пинске, стоящем на берегу р. Припяти.
Рассказывают, что его родители, цадик нистар (скрытый праведник) р. Яаков из Пинска и ребецин Перл, в течение долгих лет оставались бездетными, а затем, благодаря благословению р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта), у них родился сын, названный Аароном (Гдолей Руссия).
Был одним из ближайших учеников Магида из Межирича.
Когда однажды у р. Аарона спросили, чему он научился у Магида, он сказал «Ничему», а затем пояснил: «Я научился у него понимать смысл небытия. Я понял, что “я” — ничто, и, несмотря на это, я — это я. “Ничто” — это именно то, чему я научился у Магида».
В 5520 /1760/ году р. Аарон организовал первый хасидский миньян (молитвенное собрание) в белорусском городке Карлине, возле Пинска.
Р. Аарон стремился обратить сердца своих последователей к Творцу: не менее часа в день его хасиды посвящали глубокому духовному самоуглублению (итбоненут). Один день в неделю они проводили в полном уединении: в посте, сосредоточенном размышлении и созерцании — чтобы через самопознание приблизиться к познанию Всевышнего.
Благодаря его влиянию хасидская община в Карлине быстро росла, а вскоре ему удалось создать подобные же группы в самом Пинске и даже в Шклове — одной из главных цитаделей миснагдим (противников хасидизма).
Влияние р. Аарона из Карлина было столь значительным, что в Литве и Белоруссии всех хасидов стали называть «карлинерами», а в документах российской администрации последователи Бешта еще долго значились «каролинами».
Признавая его исключительное значение в распространении хасидского учения, в среде хасидов р. Аарона называли «Аарон Агадоль» (Аарон Великий). По свидетельству учеников, он обладал такой силой обращать людей к Б-гу, что практически лишал их свободы выбора.
Р. Аарон из Карлина умер в возрасте тридцати шести лет, девятнадцатого нисана 5532 /1772/ года — еще при жизни своего наставника, Магида из Межирича.
Рассказывается, что перед своим последним Песахом р. Аарон гостил у Магида. В канун праздника он собрался возвратиться к себе, в Карлин, но Магид послал учеников, чтобы те отговорили его. Но когда р. Аарон обратился к самому Магиду, тот ответил: «Я не стану тебя удерживать, если тебе необходимо, поезжай с миром!». Но как только р. Аарон ушел, Магид вновь послал вдогонку учеников, и те вернули его с пути. Так повторялось несколько раз, но поскольку Магид ничего определенного объяснить не мог, р. Аарон в конце концов все-таки отбыл в Карлин. И как только он переступил порог своего дома, его хватил удар, — три дня спустя он скончался. Хасиды говорили, что он «сгорел от внутреннего Б-жественного огня».
В том же месяце нисан 5532 /1772/ года раввинский суд Вильно вынес «великий херем», отлучающий всех последователей хасидизма от еврейской общины. Многие миньяны, созданные р. Аароном из Карлина, были разогнаны, а обнаруженные хасидские сочинения сожжены. Позднее некоторые из его учеников вместе с группой, возглавляемой р. Менахемом-Мендлом из Витебска, «поднялись» на Землю Израиля и поселились в Тверии.
Учеников р. Аарона Великого, оставшихся в Белоруссии, сумел объединить его сын р. Ашер Перлов (5525—5587 /1765—1826/ гг), который поселился в г. Столине, расположенном южнее Карлина, — с тех пор это направление хасидизма стало называться «карлин-столинским». Продолжателем династии стал внук р. Аарона Великого, р. Аарон Перлов (АдморАзакен; 5562—5632 /1802—1872/ гг.), под руководством которого движение значительно расширилось.
Духовное наследие р. Аарона Великого отражено в составленной его внуком книге Бейт Аарон (Дом Аарона).
C разрешения издательства Швут Ами
Читайте также об Аароне-первосвященнике
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.