Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Италия
Раби Шмуэль бар Авраам Абоав (5370-5454 /1610-1694/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Италии.
Происходил из семьи р. Ицхака Абоава (см.), одного из величайших мудрецов в поколении испанских изгнанников.
Родился в г. Гамбурге, на севере Германии. Когда ему исполнилось тринадцать лет, отец отправил его изучать Тору в ешивах северной Италии.
По завершении периода ученичества р. Шмуэль стал раввином г. Вероны и основал там ешиву.
С 5410 /1650/ года он возглавлял общину Венеции. В начале этого периода он создал группу знатоков Торы, изучавших каббалистическое наследие р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.) — в группу, в числе прочих, входили р. Моше Закут (см.), цфатский посланец р. Биньямин Алеви и раввин из Польши р. Натан-Нета Ганновер (см.).
В течение нескольких десятилетий, когда р. Шмуэль Абоав был венецианским раввином, он также руководил занятиями городской ешивы, привлекавшей множество учеников из разных общин Европы. Раввинский суд, который он возглавлял, стал самым авторитетным в Италии, и из многих общин диаспоры к р. Шмуэлю обращались за решением спорных вопросов.
Его респонсы были впоследствии собраны и изданы его сыном, р. Яаковом Абоавом, под названием Двар Шмуэль (Слово Шмуэля).
На пороге старости р. Шмуэль Абоав отправился в добровольный галут (изгнание), в течение нескольких лет странствуя из города в город и из страны в страну, — многие праведники народа Израиля избирали этот путь духовного служения, чтобы глубже осознать тленность материальных благ и временность бытия.
В последние годы жизни р. Абоав вновь встал во главе венецианской общины. Он умер в Венеции в первый день месяца элуль 5454 /1694/ года — ему было восемьдесят три года.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»