Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шабтай Цви, Судья, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Аарон Лефафа (умер в 5427 /1667/ г.) — законоучитель.
Родился в г. Манисе, в Малой Азии. Уже в юности стал раввином этого города.
В 5425 /1665/ году р. Лефафа был приглашен занять пост даяна в раввинском суде г. Измира (Смирны). Когда уроженец Измира Шабтай Цви объявил себя «Машиахом», р. Лефафа решительно обличил претензии самозванца и призвал на него «смерть от руки Небес».
Еще в 5408 /1648/ году двадцатидвухлетний Шабтай Цви, увлеченный изучением кабалы, произнес в синагоге Измира сокровенное четырехбуквенное Имя Всевышнего — то Имя, которое разрешалось произносить лишь первосвященнику Иерусалимского Храма один раз в году, в Йом кипур, при вступлении в Святая Святых. Своим поступком Шабтай Цви как бы объявлял, что настал срок конечного избавления. Возмущенные богохульством юноши, мудрецы Измира наложили на него херем (отлучение) и изгнали его из города. С тех пор, в течение пятнадцати лет, молодой кабалист скитался по Османской империи: он подолгу жил в Стамбуле, Салониках, Каире — и везде приобретал многочисленных учеников и сторонников. На Земле Израиля Шабтай Цви обрел своего пророка — двадцатилетний кабалист из г. Газы Натан Ашкенази, прозванный Натан Азати, объявил, что Машиах, царь-освободитель народа Израиля, уже явился и его имя — Шабтай Цви. Прибыв в Иерусалим, Шабтай Цви и его пророк попытались возобновить жертвоприношения на Храмовой горе, но встретили решительное сопротивление иерусалимских мудрецов — в начале ава 5424 /1664/ года они были отлучены от общины и изгнаны из святого города.
И тогда, в 5425 /1665/ году, Шабтай Цви вернулся в Измир, где во главе еврейской общины стояли выдающиеся мудрецы — р. Аарон Лефафа и р. Хаим Бенбеништи (см.). В ближайший праздник Рош ашана, под трубные звуки шофара, Шабтай Цви во всеуслышанье объявил себя Машиахом из рода царя Давида. Толпа, среди которой было множество давних сторонников самозванца, с ликованием встретила эту весть — несмотря на решительные протесты раввинов, люди устраивали торжественные шествия, пели и плясали на площадях города, торжественно возвещая «Да здраствует наш царь-Машиах Шабтай Цви!». В синагогах проводили специальные молебны в честь новоявленного «Машиаха», а всех сомневающихся и противостоящих ему объявляли еретиками и подвергали жесточайшим преследованиям .
По приказу Шабтая Цви р. Лефафа был отсранен от своих раввинских обязанностей и изгнан из состава суда.
В 5426 /1666/ году Шабтай Цви отправился во главе своих поклонников в Стамбул, намереваясь сместить турецкого султана и освободить Землю Израиля от чужеземного ига. И лишь после того, как самозванец был арестован и под страхом смерти принял ислам, большинству его сторонников стало ясно, что правда была на стороне р. Аарона Лефафы и других раввинов, обличавших лже-мессию.
И когда Шабтай Цви утратил всю свою власть, р. Лефафа снова возвратился к деятельности в суде. Он был одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения — его респонсы и законодательные решения собраны в книге Бней Аарон (Сыновья Аарона).
Умер в Измире в 5427 /1667/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.