Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель

Раби Аарон Лефафа (умер в 5427 /1667/ г.) — законоучитель.

Родился в г. Манисе, в Малой Азии. Уже в юности стал раввином этого города.

В 5425 /1665/ году р. Лефафа был приглашен занять пост даяна в раввинском суде г. Измира (Смирны). Когда уроженец Измира Шабтай Цви объявил себя «Машиахом», р. Лефафа решительно обличил претензии самозванца и призвал на него «смерть от руки Небес».

Еще в 5408 /1648/ году двадцатидвухлетний Шабтай Цви, увлеченный изучением кабалы, произнес в синагоге Измира сокровенное четырехбуквенное Имя Всевышнего — то Имя, которое разрешалось произносить лишь первосвященнику Иерусалимского Храма один раз в году, в Йом кипур, при вступлении в Святая Святых. Своим поступком Шабтай Цви как бы объявлял, что настал срок конечного избавления. Возмущенные богохульством юноши, мудрецы Измира наложили на него херем (отлучение) и изгнали его из города. С тех пор, в течение пятнадцати лет, молодой кабалист скитался по Османской империи: он подолгу жил в Стамбуле, Салониках, Каире — и везде приобретал многочисленных учеников и сторонников. На Земле Израиля Шабтай Цви обрел своего пророка — двадцатилетний кабалист из г. Газы Натан Ашкенази, прозванный Натан Азати, объявил, что Машиах, царь-освободитель народа Израиля, уже явился и его имя — Шабтай Цви. Прибыв в Иерусалим, Шабтай Цви и его пророк попытались возобновить жертвоприношения на Храмовой горе, но встретили решительное сопротивление иерусалимских мудрецов — в начале ава 5424 /1664/ года они были отлучены от общины и изгнаны из святого города.

И тогда, в 5425 /1665/ году, Шабтай Цви вернулся в Измир, где во главе еврейской общины стояли выдающиеся мудрецы — р. Аарон Лефафа и р. Хаим Бенбеништи (см.). В ближайший праздник Рош ашана, под трубные звуки шофара, Шабтай Цви во всеуслышанье объявил себя Машиахом из рода царя Давида. Толпа, среди которой было множество давних сторонников самозванца, с ликованием встретила эту весть — несмотря на решительные протесты раввинов, люди устраивали торжественные шествия, пели и плясали на площадях города, торжественно возвещая «Да здраствует наш царь-Машиах Шабтай Цви!». В синагогах проводили специальные молебны в честь новоявленного «Машиаха», а всех сомневающихся и противостоящих ему объявляли еретиками и подвергали жесточайшим преследованиям .

По приказу Шабтая Цви р. Лефафа был отсранен от своих раввинских обязанностей и изгнан из состава суда.

В 5426 /1666/ году Шабтай Цви отправился во главе своих поклонников в Стамбул, намереваясь сместить турецкого султана и освободить Землю Израиля от чужеземного ига. И лишь после того, как самозванец был арестован и под страхом смерти принял ислам, большинству его сторонников стало ясно, что правда была на стороне р. Аарона Лефафы и других раввинов, обличавших лже-мессию.

И когда Шабтай Цви утратил всю свою власть, р. Лефафа снова возвратился к деятельности в суде. Он был одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения — его респонсы и законодательные решения собраны в книге Бней Аарон (Сыновья Аарона).

Умер в Измире в 5427 /1667/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.