Оглавление
Воскрешение из мертвых — Тхият а-Метим [↑]
Определение [↑]
Вера в воскрешение из мертвых (Тхият а-Метим) является одним из фундаментальных понятий иудаизма и входит в известные «Тринадцать основ веры», установленные Рамбамом[1].
В Пятикнижии (Хумаше) воскрешение упоминается только намеком, но в книгах пророков о нем говорится явным образом. Так, в книге Даниэля (12:2) сказано: «И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни — для вечной жизни, а другие — на поношение и вечное омерзение».
Определение этого понятия просто — повторное воссоединение души и тела после того, как смерть разлучила их. Вопреки материализму, видящему в смерти конечную стадию функционирования и бесповоротное исчезновение человека, Тора раскрывает нам, что смерть — это всего лишь временный этап.
То, что человеческая душа по самой своей природе бессмертна, принимали также многие нееврейские философы, но Тора сообщает нам, что вечная жизнь уготовлена как душе, так и телу! И хотя им предстоит длительная разлука после смерти, это только временная стадия, необходимая и телу, и душе для их повторного воссоединения, когда они вместе обретут вечную жизнь!
Воскрешение из мертвых — это «входной билет» в Будущий Мир
Это общее определение, но для более глубокого понимания, а также для того, чтобы выяснить роль воскрешения из мертвых в глобальном плане Творения, нам необходимо вкратце затронуть несколько других фундаментальных понятий.
Цель Творения [↑]
Главной целью всего Творения является желание Творца воздать Свое благо венцу Творения — человеку[2]. Однако для того, чтобы быть способным воспринять это благо, человеку необходимо сначала должным образом себя к этому подготовить. Поэтому для реализации Высшего плана были заведомо сотворены два мира, или два этапа Творения: мир нынешний — место и время для служения и самоподготовки, и Мир Грядущий (называемый также Будущий Мир) — место и время для должного воздаяния. Два этих мира противоположны по своей природе: материальный мир — это мир тьмы, мир сокрытия, поскольку он скрывает истинную реальность Творца и Его присутствие, в то время как Мир Грядущий, напротив, является миром света и раскрытия Высшей реальности.
Наш мир подобен испытательному полигону, в котором, в силу сокрытия реальности Творца, у человека появляется свобода выбора склонить себя в ту сторону, которую он сам изберет. А Мир Грядущий — это производная из мира нынешнего, там каждый получит полагающееся ему воздаяние, согласно тому уровню подготовки, которого достиг на первом этапе. Важно подчеркнуть, что Высшая Мудрость установила определенное время этапу служения, тогда как этап воздаяния не ограничен временными рамками, т.е. награда и наслаждение человека в Мире Грядущем — бесконечны!
Истинная сущность «вознаграждения» в Мире Грядущем непостижима для человеческого разума, находящегося в рамках этого мира. Даже пророки, которым были открыты многие глубинные явления и процессы, не удостоились четкого представления об этом периоде. Но в общем известно, что речь идет о своего рода приобщении к совершенству Самого Творца, что является наибольшей из наград и наивысшим из наслаждений, не входящим ни в какое сравнение с какими бы то ни было наслаждениями материального мира.
Исходя из этого, и само служение (подготовка) в этом мире заключается в достижении близости Творца на том уровне, который позволяет сокрытие этого мира. В обретении этой близости и заключается суть изучения Торы (т.е. постижения Воли Творца) и исполнения заповедей.
Грядущий Мир — для души или для тела? [↑]
Но для кого предназначена награда Мира Грядущего — для души или для тела?! На первый взгляд, ответ кажется очевидным — конечно для души, ведь именно она и есть сам человек — частичка Всевышнего, а тело — не более чем вспомогательный элемент, позволяющий душе «спуститься» в материальный мир и тем самым «заработать» полагающуюся ей награду. Когда же этап служения придет к концу, необходимость в теле исчезнет.
Несмотря на то, что в этом подходе есть определенная логика, Высшая Мудрость постановила иначе! Один из фундаментальных принципов управления миром — это воздаяние мерой за меру (мида кенегед мида). А поскольку без тела у души не было бы возможности служить Создателю и достигнуть совершенства, т.е. своей доли в Мире Грядущем, награда за эти достижения полагается им обоим — как душе, так и телу![3]
Однако, вместе с этим понятно, что состояние тела в Мире Грядущем будет кардинально отличаться от его состояния сегодня. Не только человеческое тело, но и все мироздание в целом пройдет преображение и возвышение, подобающее уровню раскрытия реальности Творца. Поэтому сказано в книгах, что уровень духовности будущего тела будет подобен нынешнему уровню души(!), а сама душа также неимоверно возвысится по сравнению с ее состоянием в этом мире.
Назначение смерти [↑]
Но тогда возникает правомерный вопрос: зачем же вообще нужна смерть? Почему после этапа «служения» человек не может перейти на стадию «воздаяния», как он есть — душа вместе с телом?
Для воскрешения из мертвых телу достаточно
одной косточки «луз», которая не разлагается до конца
Ответ на этот вопрос мы находим в первой главе Торы — Берешит. Из сказанного там следует, что понятие «смерть» вошло в мир только в результате первородного греха Адама и Хавы. Всевышний заповедал им не есть от плодов «Дерева познания добра и зла», и если бы они не нарушили запрета, то остались бы бессмертными, и по окончанию этапа служения при жизни вошли бы в Мир Грядущий, чтобы продолжить свое существование на веки веков[4]. Душа воздействует на тело и возвышает его, и они вместе постоянно «поднимаются» на все новые и новые ступени совершенства и наслаждаются близостью Творца.
Однако грех Адама в корне изменил ход событий! Избрав нарушить Высшую волю, он отдалил себя от Создателя и приблизился к «силам зла», которые как бы вошли в саму его натуру, что многократно усилило негативное влияние тела и усложнило путь к исправлению и должному совершенству. Более того, это привело к тому, что для полного «очищения» тела и его готовности примкнуть к душе в ее бесконечном путешествии в Мире Грядущем, оно должно будет пройти процесс разложения и деформации, и только после этого сможет быть отстроено заново и готово принять целительное воздействие души.
Та же участь постигла и мир в целом: все мироздание не сможет сразу же перейти в состояние Мира Грядущего, без промежуточного этапа, на котором мир вернется в свое первозданное хаотичное состояние, подобное тому, в котором он пребывал в начале Творения (см. начало гл. Берешит). И только после этого Творец обновит его и подготовит к этапу Своего раскрытия[5].
Исходя из этого, смерть — это не просто наказание, а необходимая стадия на пути к исправлению[6]. Творец по своей доброте дал Адаму и всему человечеству возможность «вернуться обратно», исправить содеянное и заново взойти на оставленный пьедестал.
Также и сама душа все время своего пребывания в низменном теле слаба и не способна функционировать на полную мощность. И только в мире душ, освободившись от оков материальности, она возрождает свои силы и готовится к новой «встрече» с очищенным телом, чтобы еще больше возвысить и приподнять его[7].
Это то, что было сказано выше — путь к исправлению первородного греха лежит через стадию смерти — временной разлуки души и тела, необходимой для подготовки их обоих к новому воссоединению.
Суть воскрешения [↑]
Сейчас мы готовы вернуться к нашей главной теме — воскрешению из мертвых. Исходя из всего сказанного, проясняется суть и смысл этого явления. Воскрешение из мертвых — это «входной билет» в Будущий Мир. Души всех поколений, пройдя испытательный период в этом мире, оставили свои тела на очищение в земле и «поднялись» в мир душ в ожидании конечной стадии награды. В самом конце этого мира тела в очищенном виде будут отстроены заново, чтобы дать возможность душам вернуться в них. Тогда-то душа возвысит тело на должный ему уровень, и таким образом вместе они войдут во врата Мира Грядущего[8].
Каким образом произойдет воскрешение [↑]
Но как следует понимать, что при воскрешении тело будет отстроено заново, ведь многие тела уже давным-давно разложились, а сколько из них было предано огню и воде, так что не осталось от них никаких останков?
Ответ на это дает Устная Тора! Там сказано, что на самом деле тело не исчезает бесследно! Как говорилось выше, смерть вошла в мир из-за запретного наслаждения от "Дерева познания добра и зла", но вместе с этим Творец хотел дать Адаму возможность исправить ситуацию. Поэтому не все части тела Адама насладились запретным плодом. Косточка под названием «Луз», местонахождение которой — в одном из позвонков, не насладилась запретным, и поэтому осталась «бессмертной» в том плане, что она не разлагается до конца, и именно из нее в будущем будет заново отстроено прежнее тело[9].
На сегодняшний день науке известно, что развитие человеческого тела происходит согласно генетическому коду ДНК, который находится в каждой клетке организма. В свете этого, для того чтобы заново отстроить тело, в принципе достаточно одной такой клетки или даже молекулы. Поэтому возможно предположить, что клетки или молекулы косточки «Луз» не разрушаются со временем, поэтому именно из них будет построено новое тело. Это не более чем предположение[10], поскольку невозможно утверждать что-либо определенное в отношении такого таинственного и глубокого явления, как воскрешение из мертвых.
Прототип воскрешения из мертвых [↑]
Прототип воскрешения из мертвых мудрецы видели в посеве пшеницы[11]. Семя хоронят в земле, где оно постепенно гниет и разлагается, и вдруг… вместо того, чтобы полностью раствориться в почве, произрастает заново, причем уже в совершенно новом качестве! Одно маленькое зернышко превращается в высокий колос, несущий множество семян! Так же и человек: то, что кажется бесповоротным окончанием, на самом деле представляет собой качественно новое начало.
И так же, как произрастание зерна осуществляется посредствам влаги — росы и дождя, так и для будущего воскрешения уготовлена особая «Роса Жизни» — Таль Тхия[12]. Когда эта «роса» увлажнит частичку «Луз», начнется процесс новой отстройки тела, а на его заключительном этапе в тело войдет его душа.
Где произойдет воскрешение [↑]
Согласно одному из мнений[13], воскрешение произойдет только в границах Святой Земли, Земли Израиля, называемой «Землей Жизни»! Все тела будут отстроены заново, каждый на своем месте, а затем по особым туннелям они переместятся в Землю Израиля, и именно там души войдут в тела!
Что произойдет с грешниками [↑]
Из отрывка в книге пророка Даниэля, цитируемого в начале этой статьи, следует, что воскрешение постигнет не только праведников, но и грешников… правда, с противоположной целью! Как сказано: «И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни — для вечной жизни, а другие — на поношение и вечное омерзение». Параллельно наивысшему наслаждению праведников будет продолжаться также наказание грешников[14].
Но почему пророк говорит «многие из спящих»? «Многие» значит большинство, но не все; разве есть кто-нибудь, кто не воскреснет?
Ответ — действительно, не все удостоятся воскрешения; так, например, поколение грешников, погибших при Всемирном Потопе, не встанет из своих могил[15].
Воскрешение во времена Машиаха
Но помимо этого есть у выражения «многие» дополнительный смысл! Глобальное воскрешение из мертвых, о котором говорит пророк, произойдет в самом конце этого мира, в преддверии Мира Грядущего. Но некоторые праведники удостоятся воскрешения уже на более ранней стадии, находясь в рамках мира нынешнего. Именно поэтому про всеобщее воскрешение сказано «многие», а не все. Речь идет о тех праведниках, которые воскреснут во времена Машиаха.
«И многие из спящих в прахе земном проснутся: одни — для вечной жизни,
а другие — на поношение и вечное омерзение», — пророк Даниэль о воскрешении мертвых
Конечный период этого мира называется Мессианской эпохой (Йемот а-Машиах). Это период общечеловеческого исправления и осознания величия и власти Творца. Как говорилось выше, истинное раскрытие Всевышнего произойдет в Мире Грядущем, но отблески этого света проявятся уже в рамках этого мира[16]. В это время прекратятся войны и ненастья, и во всем мире будет преобладать благо и добро. Тогда же будет отстроен Иерусалимский Храм, и все законы Торы будут исполняться в совершенстве.
Праведники всех поколений, которые всем сердцем стремились достигнуть этого времени и самоотверженно исполняли Высшую Волю в тяжких условиях изгнания, удостоятся вернуться в этот мир и своими глазами увидеть обещанное благо[17].
Примеры воскрешения в прошлом [↑]
В заключение упомянем, что воскрешение из мертвых уже имело место в еврейской истории. Танах рассказывает о воскрешение детей, оживленных пророками Элияу[18] и Элишей[19], а также о воскрешение целого войска убитых солдат пророком Йехезкелем[20]. Мудрецы[21] видели в этих событиях «весточку» из будущего, говоря: «Все, что произойдет в Будущем Мире, уже произошло (в какой-то мере) в мире нынешнем. Так же, как Всевышний оживит мертвых во времена Машиаха и в Мире Грядущем, так уже в этом мире пророки оживляли мертвых».
[1] Комментарий к Мишне, предисловие к гл. 10 трактата Санедрин.
[2] Этот отрывок — по словам Рамхаля, Дерех Ашем, часть I гл. 2-3.
[3] Рамбан, Шаар а-Гмуль.
[4] Рамхаль, Дерех Ашем, часть I гл. 3; Даат Твунот, гл. 126.
[5] Дерех Ашем, там же.
[6] Рабби Хаим из Воложина, Нефеш аХаим, часть I гл. 6.
[7] Имеются в виду души праведников, но души грешников, запятнанные грязью греха, должны пройти очистку в Аду (Гейиноме) и другие виды страданий, и только после этого они занимают полагающееся им место в мире душ. Есть также грешники, что вообще не удостаиваются жизни в Мире Грядущем.
[8] Рамбан, там же.
[9] См. Берешит Раба (28:3), Ханукат а-Тора, ликутим 209 и др.
[10] См. книгу «Веашевота эль левавеха» р. М. Д. Нойгершаля, стр. 273.
[11] Талмуд, трактат Санедрин 90б.
[12] Зоар, часть II 28б, Ялкут Шимони, гл. Хукат параграф 764, и др.
[13] См. трактат Ктубот 111а.
[14] См. Трактат Рош а-Шана (17а) где сказано, что речь идет об особом контингенте злодеев, совершивших при жизни суровые грехи.
[15] См. трактат Санедрин 108а.
[16] В качестве примера можно привести законы Субботы. Шаббат — седьмой день недели — является прообразом Мира Грядущего, а перед наступлением Субботы, как известно, следует добавить некоторое время от будней — тосефет Шаббат. Сияние субботней святости оказывает влияние и на будний день, соседствующий с Субботой.
[17] См. Тана двей Элияу (гл. 3 пункт 3; гл. 5 пункт 5; гл. 31 пункт 36), Ритво (Рош а-Шана 17а, Таанит 30б), Радваз (часть 3, респонс 1069).
[18] См. книгу Млахим I, гл.17.
[19] См. книгу Млахим II, гл. 4.
[20] См. Йехезкель гл. 37.
[21] Тана двей Элияу гл. 3.