Франция — родина великого Раши и авторов Тосафот. Духовный расцвет еврейской общины Франции пришелся на XI-XIII века. Еврейская диаспора современной Франции — самая крупная в Европе сегодня.
Оглавление
Евреи в Галлии и Франкском королевстве [↑]
На территории современной Франции евреи начали селиться еще задолго до того, как она получила свое нынешнее имя. Тогда эта область Западной Европы называлась Галлией и входила в состав Римской Империи.
В тот период, когда Париж и прилегающие к нему территории относились к Франкскому королевству, еврейская община там начала разрастаться, но евреи никогда не знали там покоя. Насильственные крещения, погромы, антиеврейские законы, изъятия земель и высылки сменялись краткими периодами благосклонности к евреям на всем протяжении совместной истории французов и евреев.
Сведения о первой во Франции ешиве, а также о возникновении нескольких еврейских общин на берегах Рейна, относятся к правлению Карла I Великого (741-814 гг.). По его распоряжению из Багдада во Францию переехал известный мудрец рабби Махир, который возглавил общину в Нарбонне.
После смерти сына Карла Великого — Людовика Праведного — империя франков была разделена его наследниками на три независимых королевства — Италию, Германию и Францию. Положение евреев Франции начало быстро ухудшаться. В церквях зазвучали очерняющие евреев проповеди, начались погромы.
Крестовые походы и кровавые наветы [↑]
Следующая волна преследований прошла по всей Европе, в том числе и по Франции, во время крестовых походов. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096—1099 гг.). Отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане, уничтожили местную еврейскую общину, оставив в живых немногих согласившихся креститься.
Во время второго крестового похода (1147—1149 гг.) король Людовик VII и духовенство предприняли некоторые меры против антиеврейских погромов. И всё же общины городов Ромерю (Шампань) и Карента были уничтожены.
Во французском городе Блуа в 1171 году был возведен на евреев кровавый навет. Священники пообещали пощадить евреев города, если они примут христианство, но все евреи выдержали испытание; более тридцати человек предпочли сгореть на костре, но не изменить своему народу.
Какое-то время власти защищали евреев от ненависти черни, но когда на французский престол в 4940 (1180) году взошел Филипп II, он лично возглавил ненавистников народа Израиля.
Король заключил евреев в тюрьму и освободил, получив огромный выкуп. Потом он изгнал евреев из страны, конфисковав их дома, поля и виноградники.
Со временем король убедился, что антиеврейская политика приносит большие убытки, и разрешил изгнанникам вернуться. Чтобы удержать их в своей стране, он заключил с правителями провинций договор, все участники которого обязались согласовывать друг с другом переезд евреев из одной области в другую. Этот договор привязал евреев к определенному месту и фактически превратил их в рабов короля и феодалов.
Великий Раши [↑]
Вот в эту страшную эпоху во Франции засияла одна из звезд еврейского народа: в 4800 (1040) году в городе Труа родился раби Шломо бен Ицхак — будущий великий Раши. В основанную им в Труа ешиву приезжали учиться со всей Европы, и Франция стала одним из центров Торы.
Раши оставил после себя бесценное наследие комментариев к Торе, другим книгам Танаха и к Талмуду. Его комментарий к Торе стал самым популярным среди евреев. Он основывается на традициях многих поколений еврейских мудрецов и написан ясным и понятным языком, доступным даже начинающему читателю. При этом каждое слово комментария несет серьезную смысловую нагрузку и позволяет открыть новые грани текста Торы.
До появления на свет комментария Раши к Вавилонскому Талмуду каждый, кто изучал Талмуд, нуждался в постоянной помощи своего учителя. Объяснения же Раши сделали возможным его самостоятельное изучение.
Тосафисты Франции [↑]
Все три дочери Раши вышли замуж за лучших учеников отца. В семье его зятя и ученика, раби Меира бар Шмуэля, родилось четверо известнейших мудрецов: р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), р. Яаков бен Меир (Рабейну Там), р. Шломо бен Меир и р. Ицхак бен Меир (Ривам).
Эти мудрецы, а также другие ученики Раши стали первыми авторами «Тосафот» (что буквально означает «прибавления», «добавления»). Под этим названием объединены обширные комментарии на трактаты Талмуда, основанные на комментариях Раши, продолжающие и расширяющие их.
Вот еще несколько имен великих «тосафистов» и духовных лидеров евреев Франции XII-XIII веков: Раби Ицхак бар Шмуэль (Ри аЗакен); Раби Йеуда бар Ицхак из Парижа (Сир Леон), Раби Ицхак бен Шмуэль; Раби Шимшон бар Авраам из Шанца.
В этот период духовная жизнь евреев Франции переживала период расцвета. Знаменитые ешивы были и в Париже, и в Шартре, и Понтуазе, и в Дре, и в Корби, и в Орлеане, и в Туре, и в Шиноне. А кроме того, и в других городах, которые вошли во французское королевство позже — таких как Прованс, Нарбонн, Марсель и других.
Не только Талмудом занимались в центрах еврейской учености, но и грамматикой, астрономией, медициной; переводились на иврит важные труды с греческого, арабского и латинского языков.
Раби Шмуэль бен Меир (Рашбам) и Раби Яаков бен Меир (Рабейну Там) наладили общинную жизнь, укрепили автономию еврейских общин, ввели некоторые установления в семейной жизни, постановили отлучать от общины доносчиков.
Почти все комментаторы Талмуда в следующем поколении были учениками племянника Рабейну Тама — Раби Ицхака бен р. Шмуэля, которого называли Ри или Ри Азакен.
Книги в костре [↑]
С начала XIII века жизнь евреев в Западной Европе начала становиться всё сложнее, с тем чтобы вскоре стать и вовсе невыносимой. В 1215-м году римский Папа создал особый церковный суд под названием «Инквизиция», а в 1229-м году в Южной Франции возник церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Евреям было приказано носить на своей одежде отличительные знаки.
В 1240-м году, по приказу короля Франции Луи IX, в Париже состоялся диспут между христианами и евреями. Главой группы еврейских мудрецов был раби Ихиель, руководитель парижской ешивы. Главой христиан был выкрест Николас Донин, утверждавший, что Талмуд хулит христианство и христиан, призывает их проклинать и обманывать.
Доказывая лживость предъявленного обвинения, раби Ихиель объяснял, что в Талмуде речь идет не о христианах, а об идолопоклонниках, и что обманывать запрещено как евреев, так и неевреев.
Тем не менее, вопреки очевидности, христианские священники утвердили ложное обвинение, и король приказал, чтобы евреи под страхом смерти передали им все экземпляры Талмуда.
В месяце тамуз 5002 (1242) года 24 повозки отнятых у евреев ценнейших свитков Талмуда были свезены на одну из площадей Парижа и сожжены.
Еще многие годы Талмуд был во Франции под полным запретом. Остававшиеся в стране выдающиеся раввины умерли один за другим, не оставив после себя достойных учеников. Книг не было, ешивы опустели.
Во второй половине XIII века на евреев вновь были возведены кровавые наветы, по ложным обвинениям были приговорены к сожжению десятки евреев, в погромах погибли тысячи… К концу XIII века почти все евреи были изгнаны из Франции, и они вновь начали туда переселяться только в XVII веке.
Французская революция и евреи [↑]
Воинствующие атеисты Франции после 1789 года хотели полностью искоренить любую веру и принудить всех граждан участвовать в новом, санкционированном государством, культе разума. Попытка разрушить традиционную веру достигла кульминации (как и другие политические меры революционеров) в период известного якобинского террора 1793-1794 гг.
Синагоги по всей стране были закрыты или превращены в «храмы Разума». Евреям было запрещено соблюдать шабат, еврейские кладбища разрушались муниципальными чиновниками. В Страсбурге были конфискованы, а затем публично сожжены Свитки Торы. В разных городах по всей Франции заставляли вслух отрекаться от веры как раввинов, так и священников.
После падения якобинской диктатуры в июле 1794 г. террор в отношении иудаизма закончился, но общая линия правительства осталась неизменной: евреи — это французы, а если им это не нравится — то им не место в Республике.
У Наполеона, пришедшего к власти в 1799-м году, в отношении евреев был грандиозный план: избавиться от них посредством полной ассимиляции, смешанных браков и крещения. Кроме того, Наполеон собрал Ассамблею Выдающихся Евреев, а затем — в 1807-м году — основал так называемый «Сангедрин», в отличие от настоящего Сангедрина, состоящий из самых разных евреев — от признанных талмудистов до реформистов. Хотя «Сангедрин» вскоре был распущен, но миф о тайных еврейских собраниях, которые решают судьбы мира, уже получил в глазах французов подтверждение, и это дало толчок новому витку антисемитизма.
XIX век: «Дело Дрейфуса» [↑]
Реформа и ассимиляция во Франции набирали силу, ортодоксальных евреев на всю страну, не считая Эльзаса, осталось всего лишь несколько сотен. Реформистские синагоги Франции ввели христианские ритуалы: органная музыка, службы по воскресеньям, раввины в рясах.
Именно в стране, где евреи повсеместно уже заделались французами, прогремел политический скандал, показавший в очередной раз, что от антисемитизма невозможно уйти, сняв кипу: «Дело Дрейфуса» состояло в том, что офицера французского Генштаба, капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса обвинили в передаче военных секретов Германии. На протяжении многих лет, даже после того, как Дрейфус был полностью оправдан, отголоски этого дела всплывали там и тут.
Евреи Франции в годы Катастрофы [↑]
Первая мировая война необратимо изменила еврейский мир. Франция была одной из участниц войны, и тысячи евреев сражались — и погибли — в составе ее войск. Голод и болезни косили сотни тысяч людей в тылу.
Вторая мировая война окончательно раздавила еврейские общины Европы. На момент начала оккупации Франции Германией (22 июня 1940 года) во Франции находилось около 330 тыс. евреев (и 370 тыс. в французских колониях Северной Африки).
Правительство Виши уже в октябре 1940-го года приняло первый антиеврейский декрет, который ограничивал свободное перемещение евреев, возможность заниматься профессиональной деятельностью и посещать общественные места. Это было только начало. Шестиконечные звезды на одежде, аресты, лагеря смерти стали уделом евреев во Франции — так же, как и повсюду в Европе.
Среди французов были как те, которые добровольно выявляли прячущихся евреев и выдавали их фашистам, так и те, которые, вступив в движение Сопротивления, занимались не только диверсиями против оккупантов, но и спасением евреев от депортации и верной смерти.
По разным данным, от 75 721 до 120 тысяч евреев Франции были уничтожены в годы Катастрофы.
Современная Франция и евреи [↑]
Начало XI века во Франции стало временем антисемитизма и ксенофобии. В 2000 г. из 216 нападений, осуществленных на националистической почве, 145 были направлены против евреев. Подавляющее большинство нападений было совершено мусульманами. В 2002 г. было зарегистрировано 516 инцидентов, в 2003 г. — 503, в 2009 — более 800. В автобусы с детьми бросают бутылки с зажигательной смесью, поджигают синагоги. Перестали быть редкостью демонстрации с лозунгами «Евреев — в печи!»
За последние годы десятки тысяч евреев Франции репатриировались в Израиль — и, по опросам, не только для того, чтобы избежать антисемитизма, но и для того, чтобы сохранить свою связь с иудаизмом. Тем не менее, по данным статистики за 2018 год, еврейская диаспора Франции — до сих пор самая многочисленная в Европе. Там проживает около 456 тысяч евреев.
Предсказал пророк, что из Царфата и Сфарада вернутся евреи, и поселятся на Юге Израиля, «И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эйсава; и будет Господу — царство!» (Овадия, 1:21). Царфат и Сфарад — это Франция и Испания (так они и называются в современном иврите), и в этом пророчестве речь идет о конечном Избавлении, когда Вс-вышний соберет и из этих стран изгнанников и поселит их на Святой Земле.
И мы видим, как пророчества сбываются в наши дни, на наших глазах!