Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Не могу найти себе невесту. Что делать: исправлять себя или оставаться собой?

Темы: Знакомства, Правила шидуха, Мирьям Климовская, Страх перед будущим

Здравствуйте! С чем связана проблема с шидухом? Уже было много встреч, и несмотря на это невеста ещё не найдена. После неудачных попыток я понял, что надо улучшать определённые внутренние качества. Но при этом говорится, что надо оставаться самим собой и будущая жена должна полюбить такого, каким являешься в настоящий момент. Где грань между улучшением и быть самим собой? С уважением, N.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемый N.!

Вы задаете очень интересный вопрос. Он касается не только шидухов, но и всех сфер нашей жизни.

Почему Вам до сих пор не удалось найти себе невесту, я ответить не смогу. Дать нам что-либо или не дать, когда и почему — это знает только Сам Всевышний. Но Вы правы: если мы почему-то не получаем желаемое, это значит, что на данном этапе нам это не полагается или мы сами не готовы это получить. Что же касается работы над своими душевными качествами, то ее мы должны вести постоянно, вне зависимости от того, в чем нуждаемся на данный момент или что уже получили. Более того, чем больше человек получает, тем выше его ответственность за свое поведение и, в частности за то, что он делает с тем, что получил.

О том, каким Вас должна полюбить будущая жена, можно сказать лишь одну простую, но очень важную вещь: Ваша избранница, а потом, с Б-жьей помощью, и жена Вам никогда ничего не «должна»! Нам вообще никто ничего не должен — ни родители, ни учителя, ни продавцы в магазине, ни работодатели. Тому, кто это понимает, живется намного проще. Он не страдает из-за обманутых ожиданий, не предъявляет к другим людям требований или претензий и умеет благодарить за то, что для него делают. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы что-то требовать или получать от других людей, а для того, чтобы исполнять волю Творца. А Он указал в Своей Торе, как нам следует вести себя по отношению к другим людям. Гармоничные отношения — в семье или в обществе — можно построить только тогда, когда каждый человек стремится максимально хорошо исполнить свои обязанности, а не следит за тем, как другие исполняют свои обязанности по отношению к нему.

А что же требует от нас Всевышний? Работать над своими душевными качествами, выполнять заповеди и уважительно относиться к другим людям. Нигде не сказано, что надо «оставаться самим собой». Более того, сказано, что «человек рождается диким осленком» (Ийов 11, 12), т. е. полностью находится во власти своего дурного начала — йецер а-ра. И работа всей его жизни заключается в том, чтобы освободиться от подчинения своим первоначальным инстинктам и подчинить их своему разуму.

Но если все люди исправят свои качества, они станут одинаковыми? А как же проявлять свою индивидуальность? Только представьте себе, какой неинтересной станет наша жизнь, если все люди будут надежными, порядочными, доброжелательными, скромными, миролюбивыми, всегда готовыми помочь и умеющими хранить секреты… Можете вздохнуть спокойно: до этого времени нам еще очень далеко. Более того, сам факт того, что мы находимся в этом мире, свидетельствует: у нас есть неисправленные качества и Творец хочет, чтобы мы их исправили. А чтобы эта работа не была для нас слишком легкой, Он и послал нам йецер а-ра, соразмерный нашему духовному уровню. И индивидуальность человека всегда остается с ним: у каждого есть свои уникальные достоинства и недостатки, свое уникальное дурное начало и свои способы борьбы с ним. «Быть собой» с точки зрения иудаизма означает максимально использовать свои силы, возможности и способности для исполнения воли Всевышнего.

Здесь может возникнуть еще один важный вопрос: насколько другие люди должны быть в курсе нашей индивидуальной работы? Нужно ли демонстрировать другим свои сильные и слабые стороны, или надо стараться, хотя бы внешне, соответствовать некоему идеалу? А что если девушка, с которой я встречаюсь, примет меня за праведника, до которого мне очень далеко, а потом, в процессе совместной жизни, узнает горькую правду? Не лучше ли на первом или втором свидании устроить «показательную» вспышку гнева, чтобы она сразу избавилась от всех иллюзий? Или вручить ей длинный список своих качеств, чтобы дать возможность принять обоснованное решение?

Открою один секрет: стремление во что бы то ни стало скрыть свои недостатки может стать наилучшим стимулом для полного избавления от них — но только если мы сами будем этого хотеть! Построение семьи — это всегда открытие «чистого листа» в нашей жизни. И нет никакой необходимости «тащить» в новую жизнь все свои прошлые грехи. Те недостатки, от которых мы не сможем избавиться, рано или поздно все равно проявятся, и лучше, чтобы они проявились после того, как наша избранница познакомится с нашими достоинствами. Иногда обиды или разочарования на лице супруга/-и может быть достаточно, чтобы у нас появились новые силы для борьбы со своими пороками — чтобы нами могли гордиться и считать лучшими на свете! Ведь с началом семейной жизни настоящая работа над собой только начинается!

А как мы обязаны относиться к другим людям и, в частности, к своей будущей жене? Здесь как раз и работает то самое правило — принимать людей такими, как они есть, со всеми их недостатками. Так что требование любить человека таким, как он есть, относится к нам самим. Конечно, такое требование Всевышний предъявляет и к другой стороне, но мы лично не имеем никакого права настаивать на его выполнении.

С недостатками вроде бы понятно. А как быть с достоинствами? Ведь часто их открытая демонстрация идет вразрез с самым главным для еврея достоинством — скромностью. Здесь особенно важно правильное еврейское мировоззрение, и прежде всего — битахон (упование на Всевышнего). Если мы всем сердцем верим, что Творец обязательно даст нам то, что нам причитается, мы можем выполнить Его волю в полной мере, даже там, где это кажется нам невыгодным, — например, проявлять скромность при знакомстве с девушкой, когда, казалось бы, сама ситуация требует демонстрировать все свои способности. Здесь видно преимущество того, что традиционно еврейский шидух осуществляется через посредника. Шадхан не обязан проявлять скромность, когда речь не идет о нем самом, и может применить весь свой дар убеждения, стараясь «показать товар лицом». А когда брак, с Б-жьей помощью, будет заключен, наши достоинства (как и недостатки) обязательно проявятся в процессе семейной жизни.

Желаю Вам удачи в нахождении своей половинки и в работе над своими душевными качествами!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как наладить отношения с мамой?

7 октября, отвечает Лея Хмельницкая

Я застенчивая, неужели кто-то может меня полюбить?

6 октября, отвечает Лея Хмельницкая

Оставлять ли дочку в новом садике?

2 октября, отвечает Ципора Харитан

Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше