Темы: Знакомства, Ципора Харитан, Заповеди, Депрессия, Вера и упование, Доверие, Отношения до брака
Шалом.
Спасибо Вам за возможность задавать вопросы!
Как не потерять веру и не обижаться на Б-га?
В юности я искал не просто какую-то девушку, а такую, на которой я бы женился. Потом стал приближаться, к Торе, соблюдать заповеди, сделал тшуву. И продолжал искать достойную пару. Не разменивался ни на какие отношения просто ради сиюминутного удовольствия — ни в светский период жизни, ни тем более в религиозный. И вот мне уже хорошо за 20, я не знал женщину и каждый день молюсь о своей паре. (На шидухим я ходил не так много).
Каждый раз, когда появлялась возможность каких-то "левых" отношений, я убеждал себя бежать от этого, несмотря на почти непреодолимое желание. Я обещал себе, что скоро Всевышний пошлет мне мою пару, что я смогу создать семью в чистоте и святости, где мы будем единственными друг для друга.
Сейчас я уже слабо верю в то, что это возможно, потому что большинство девушек из таких, как я, баалей тшува, не упускали «возможностей...».
С одной стороны, я помню те блага и чудеса, что Всевышний делал мне на пути возвращения к еврейской жизни, с другой — как продолжать ЕМУ доверять? Ведь нельзя же так долго держать человека без пары, это очень больно. А когда боль причиняет Тот, Кому сильно доверяешь, — это бесконечно больнее.
Это очень странный вопрос от человека, заявляющего, что он религиозен, но иногда я чувствую, что мой ресурс упования почти исчерпан, как будто бы мое доверие обмануто. И тот факт, что я не имел близости с девушками, порождает сильнейшее чувство ненужности, невостребованности, убивая уверенность и мотивацию что-либо предпринимать — как в духовной, так и в материальной сфере.
Как не жалеть о том, что я упустил молодость (а уже появляются такие мысли) и вместо того, чтобы гулять и развлекаться, верил в то, что скоро встречу свою пару, предназначенную Всевышним?
N.
Уважаемый N.,
Я прошу Вас прочесть мой ответ до конца, даже если он Вас будет раздражать…
Со всем пониманием Вашей боли хочу сказать: Всевышний ничем никому из нас не обязан… Очень многие люди живут так, как Вы сказали: я сделал то-то и то-то во имя Всевышнего, а Он мне не платит по счету. Не выполняет мои заказы и не делает то, что я от Него ожидаю.
Извините, но в моих глазах такой взгляд на жизнь — это всегда перестановка позиции. То есть, Б-г — это Я, и Я распоряжаюсь жизнью и своей судьбой, а Он должен действовать по моим указаниям и пониманию.
Это очень распространенный «подход». У очень многих людей претензии: вот, я себя веду богобоязненно, а Б-г, со Своей стороны, не выполняет мои условия.
Простите, а можно посмотреть на договор, который Он с Вами подписал? Со мной, например, Он не подписывал, и мне лично не обязался, что жизнь будет точно такой, как мне хочется и нравится.
Представление: если Он не делает то, что я хочу, как я хочу и когда я хочу, то Он больше не заслуживает доверия, не обижайтесь, напоминает подход эскимоса, который своему идолу после удачной охоты дает рыбину, а после неудачной — порет его розгами.
Если же мы верим в Б-га, а не в идола, то понимаем, что Он разбирается в жизни лучше нас и, даже если нам чего-то очень хочется и очень нужно по нашим представлениям, и даже если то, что нам хочется, — прекрасно и богоугодно, Б-г имеет полное право решить по-другому. А Вы беретесь судить о Властителе мира с высоты своего огромного — более чем двадцатилетнего — жизненного опыта.
Не сомневаюсь, что Вы всё больше сердитесь на мою жестокость с каждой следующей строчкой, которую читаете… Поверьте: я глубоко сочувствую Вам и прекрасно понимаю, какое для молодого мужчины это тяжелейшее испытание. Но своим подходом к этому испытанию Вы сами себя мучаете и, возможно, затягиваете его.
Как Вы сами пишете, на шидухим, т. е. туда, где естественней всего можно найти девушку подходящих для Вас взглядов, Вы выходили не так уж много. Психологическую работу, которую, по-видимому, надо провести со специалистом, чтобы набраться уверенности и знать, как себя вести на шидухе, Вы, кажется, не проделали.
Вместо этого Вы отчаиваетесь, сердитесь. И вместо того, чтобы молиться и говорить Самому Всевышнему, что это испытание для Вас очень тяжело и Вы просите сократить его, бросаете Ему обвинения, что Он не заслуживает Вашего доверия, несмотря на то, что сами пишете: неоднократно видели Его руку…
Попробуйте сказать себе, что отчаяние еще никогда не было «двигателем прогресса» ни в одной области. И вместо того, чтобы отчаиваться, обратитесь к нескольким шадханим. А заодно проконсультируйтесь лично с опытным религиозным семейным консультантом или психологом, как найти подходящую девушку и как вести себя на шидухе для того, чтобы шидух пришел к благополучному завершению. Потому что по Вашему письму складывается ощущение, что Вам необходим тренинг в этой области.
Но при этом попробуйте подумать: если действовать в соответствии с Вашей позицией, то, например, сейчас всё израильское религиозное население должно взбунтоваться против Всевышнего за то, что Он не дает нормально молиться и праздновать Песах[i]. А наше испытание — именно в том, чтобы проявить гибкость и понять, что Всевышний от нас сейчас хочет и как это правильно сделать. Вместо того чтобы являться к Нему с претензиями.
Точно так же и в Вашем положении. Рекомендую подумать: от какого количества душевной боли Вы были избавлены, не вступая в случайные связи. Они очень часто бывают оскорбительными и унизительными. И дешевые девицы унижают и оскорбляют мужчин и пытаются выжать из них побольше денег, а могут и, не дай Б-г, чем-нибудь заразить.
Так, может быть, есть и положительная сторона в том, что до сих пор Вы не вступали в такого рода отношения, не только с религиозной, но и с практической точки зрения? А то, что, с Б-жьей помощью, когда Вы женитесь, Вы не будете проводить в голове сравнения, а жена будет для Вас Единственной, это тоже немало стоит, правда же?
Так вот, у Вас сейчас тяжелый грустный период. И понятно, что Вы упали духом… Но вот это и есть самый страшный вид йецер а-ра («дурного начала»). Хуже того, который Вас тянет согрешить, потому что он Вас убеждает, что не стоит сохранять близость к Всевышнему…
Есть очень страшная (наверняка известная Вам) история о еврейском мудреце и философе Элише бен-Абуе, который совершенно отступил от Б-га. На пути этого отступничества он перенес много разочарований. Однажды он встретился со своим бывшим учеником, раби Меиром, который к тому времени стал известнейшим мудрецом Талмуда. Талмуд описывает их драматическую последнюю встречу, когда Элиша в субботу едет на коне, а раби Меир идет рядом.
Они беседуют. Затем Элиша бен-Абуя говорит раби Меиру: «Тебе дальше идти нельзя, вернись, тут тхум а-шабат» (то расстояние, на которое можно отойти от последних домов населенного пункта в субботу). Раби Меир слышит это и говорит ему: «Так, может, и ты вернешься?» Имея, конечно, в виду, не только физическое, но и духовное возвращение. Отвечает ему Элиша: «Для меня уже поздно, я слышал голос с Небес: все могут вернуться, кроме Ахера» (таково было новое «имя» Элиши).
Так вот, наши мудрецы говорят, что в этом и было его испытание: вернется ли он, несмотря на то, что ему возвестили: его тшува не будет принята. А, если бы он вернулся, его раскаяние было бы принято, как раскаяние очень многих других великих грешников. Но он сдался и не вернулся.
Я, конечно же, не дай Б-г, не провожу никаких параллелей между Вами и отступником, но советую понять: иногда наше испытание заключается именно в том, чтобы не потерять надежду и веру во Всевышнего во время испытания.
От всей души желаю Вам быстрого завершения этого испытания и найти хорошую жену. Но не теряйте, не дай Б-г, того, во что Вы так много вложили…
С уважением и пожеланием скорого счастья, Ципора Харитан
[i] Письмо было написано во время карантина.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский