Темы: Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Положение женщины в обществе
Почему в харедимном обществе дискриминируют женщину?
Уважаемая М.,
К сожалению, я не могу ответить на Ваш вопрос. Вы указали аксиому: «У религиозных существует дискриминация женщин», а теперь хотите, чтобы я её объясняла.
На самом деле у религиозных нет НИКАКОЙ дискриминации. Религиозные женщины учатся, работают, хорошо одеваются, дружно живут со своими семьями и т.д.
Но я предполагаю, что Ваш вопрос возник под влиянием того, что в последнее время передают израильские СМИ. Так вот, существует маленькая секта (несколько десятков человек) в Бейт-Шемеше, которую категорически осуждают самые «ультраортодоксальные» раввины и которая установила для женщин правила одежды и поведения, ничего общего с иудаизмом не имеющие. СМИ раздувают эту историю вне всякой пропорции во имя своих интересов, потому что всегда хочется создать сенсацию.
Что касается настоящего иудаизма, то в нём отношение к женщине и к мужчине — как к двум сущностям, различным по своим не только физиологическим, но, в первую очередь, психологическим признакам. И поэтому в жизни у них — разные цели и задачи. Я думаю, что мы уже достаточно натерпелись от феминизма, но лично у меня как у женщины нет ни малейшего желания брать на себя мужские обязанности. Я предпочитаю быть женщиной, так, как меня создал Всевышний. Поэтому, поскольку центральная и высшая задача еврейской женщины — это создавать и развивать семью, для этого она освобождена от выполнения некоторых мицвот, которые могли бы отнять у неё время, посвящённое семье. Например, она не обязана молиться трижды в день или изучать Тору. (Если она хочет, она, конечно, может это делать, и сказано, что она получает за это награду). Но в первую очередь Тора видит в женщине Жену и Мать и указывает ей, что самое важное для выполнения этих ролей.
Для того чтобы женщина могла быть счастливой женой, т.е. единственной и неповторимой для своего мужа, в религиозном обществе существует целая система законов (из Торы и постановлений мудрецов), цель которых — чтобы мужчина не желал других женщин. Поэтому женщина должна одеваться скромно, чтобы не притягивать взгляд посторонних мужчин. Женщины не поют при мужчинах, нет совместных танцев и прочих «смешанных» развлечений, которые, как мы все прекрасно знаем, очень часто приводят к разрушению семейного счастья. Лично я как женщина вполне готова соблюдать эти ограничения при посторонних мужчинах для того, чтобы жить счастливой жизнью с собственным мужем. Я предполагаю, что, наверное, многим нерелигиозным женщинам тоже бы хотелось быть всегда убеждёнными в верности мужа и его привязанности, но современное нерелигиозное общество с принятыми в нём обычаями просто не оставляет для этого шанса. Поэтому если счастливая и дружная жизнь является результатом «дискриминации» женщин, о которой беспрерывно говорят и пишут нерелигиозные, то я очень прошу: не надо защищать мои права. Я предпочитаю соблюдать все ограничения, которые Тора наложила на меня, и жить счастливо, а не позволять себе все современные «свободы» женщины, но потерять своё женское счастье.
С большим уважением, Ципора Харитан
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Ханука»
Рав Бенцион Зильбер
Мне самому зажечь ханукальные свечи, или пусть лучше жена?
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Яков Шуб
Кто считается «гостем»?
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Моя работа продолжается после выхода звёзд
Рав Авраам Куперман