Темы: Подготовка к Субботе, Еврейская женщина, Организация быта, Внутренний мир
Здравствуйте! У меня шабатний вопрос. Как бороться с йецер ара («дурным стремлением»), который мешает начать подготовку к шабату заранее? Я могу распланировать и успеть, когда хочу, даже до хацот (полдень) приготовить все, что надо, и убрать. Например, когда приглашены гости или что-то в этом роде. Но вот уже длительное время просто не могу себя заставить и, в конце концов, зажигаю свечи (стыдно сказать) за несколько минут до захода солнца. Чувствую себя при этом ужасно! Но через неделю все повторяется по отрепетированному сценарию. Помогите, пожалуйста, советом! (Только, если можно, не пишите изучать мусар про важность шабата, слушать лекции и т.д. — иногда слушаю, но не очень помогает, не до такой степени). Большое спасибо! Т.
Дорогая Т.!
Вы совершенно правы, что вся проблема — в специально подосланном враге, йецер а-ра. И бороться с ним придётся постоянно. Т.е. Вы его победите, бэ-эзрат а-Шем (с Б-жьей помощью), накануне одной субботы, а через неделю он снова тут как тут.
Сказано: Ки вэ-тахбулот таасэ ЛЭХА мильхама — хитростью (уловками) веди СЕБЕ войну (Мишлей 24, 6 — привычный перевод: «обдуманно будешь вести войну свою»). Комментаторы говорят, что речь идёт о войне с йецер а-ра — с ним необходимо быть хитрым. Один раз, действительно, гости, другой раз — придётся придумать повод… И, вообще, такова природа человека — чем сильнее на нас что-то давит, тем эффективней и интенсивней мы работаем и тем больше наше удовлетворение от этой работы. Сказано в разделе Вайехи: «Иссахар осёл костистый… И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои под груз…» (Бэрейшит 49; 14, 15). Комментаторы делают отсюда вывод: отдых и удовлетворение должны быть производной от тяжести груза, труда.
Поэтому у нас накануне субботы ко всем заботам и хлопотам ещё и йецер а-ра добавляется. И чем ближе к субботе, чем больше мы чувствуем «давление», напряжение — тем быстрее и эффективнее идёт наша работа. А когда до субботы есть ещё достаточно времени, йецер а-ра выполняет свою работу: подсказывает, что нет надобности торопиться. И одна из уловок, которая может помочь в борьбе с хитрым врагом, — создавать этот «груз», давящий на нас, искусственно. То это гости, то надо уезжать, то ещё что-нибудь. Ведь летом, когда суббота наступает позже, несколько лишних часов, на которые мы рассчитывали, не освобождаются. Мы по-прежнему работаем и бегаем, чтобы всё успеть, до последних минут, до самой субботы.
Поэтому стоит как-то втянуться, даже искусственно, в это напряжение последних минут, но заранее. Например, написать план работы перед субботой. И заставлять себя быстрее переходить к следующему пункту. Помогает, во всяком случае, иногда!
Ещё один совет: перед субботой дать, как перед спектаклем, три звонка. Один за полтора часа до её наступления, другой за час, третий за полчаса (или — за три часа, за два, за час). И поставить себе — лучше всего написать и повесить на видном месте (холодильнике) — цели, каждая из которых должна быть выполнена перед очередным звонком. (Звонок можно заменить взглядом, брошенным на часы, или устным объявлением: «Шабат наступит через час!». А можно и по-настоящему поставить будильник). Например: в два часа должны быть готовы салон, стол и такие-то блюда, в три часа — следующие блюда, в четыре часа все должны быть вымыты и одеты. Обычно такой план, написанный крупными буквами, давит на нас, вводит в определённый ритм — а ведь это и есть то, что нам нужно.
Важно также не поддаваться желанию (это тот же йецер) сделать больше того, что необходимо сейчас: ещё один салатик, ещё чуть-чуть украсить тортик, ещё и плиту помыть и т.д. Не увлекаться накануне субботы ничем! Просто не поддаваться этим желаниям, поставить себе границу. Раз не сделала в четверг — всё! Пятница, канун субботы, предназначена только для НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ подготовки к субботе.
И главное — молиться, чтобы Всевышний помогал в этих войнах с йецером. Каждую пятницу — заново!
А также благодарить Его за успехи и победы, даже когда они немногочисленны и хотелось бы большего.
И не забывать похвалить себя и за труд по подготовке субботы, и за военные действия против йецера. Отмечать свои успехи. Стоит даже поделиться с членами семьи своими достижениями, это очень приободрит всех. Например: «Посмотрите, час до шабата, а все уже одеты! Два часа до шабата, а салон уже готов!»
Желаю и Вам, и себе постоянно находить в себе силы, чтобы загнать йецер а-ра в угол и быстро и с радостью провести всю подготовку к субботе, чтобы потом почувствовать настоящее наслаждение от субботнего покоя.
С уважением, Лея Солганик
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.