Темы: Еврейская женщина, Женщина, Мирьям Климовская, Внутренний мир
Недавно купила дочери книгу про рабанит Каневски ע"ה. Я тоже по диагонали просмотрела. Столько добрых дел, бесконечное желание помочь всем и советом и материально. Почувствовала себя просто очень маленькой рядом с таким самопожертвованием. Подскажите, как работать над собой — ведь иногда элементарно не хватает сил на добрые дела дома. От усталости иногда проще шлёпнуть ребёнка или наорать, чем пытаться уговаривать или самой делать. Иногда нет сил улыбнуться домашним, а тут такая великая любовь к каждому еврею. Откуда черпать силы и моральные и физические? Т.
Здравствуйте, уважаемая Т.!
Спасибо Вам за такой важный вопрос. Вполне возможно, есть и другие варианты ответа, но я постараюсь ответить согласно идеям глубоко уважаемого мною лектора, Педагога с большой буквы рава Йехиэля Якобзона. То, что работает в воспитании детей, в полной мере можно применить и в самовоспитании взрослых.
Рав Якобзон видит большую проблему в том, как преподносятся детям рассказы о праведниках. Современные детские книжки создают впечатление, что великие люди с детства были совершенными, не имели ни слабостей, ни сомнений и никогда не совершали ошибок. Представьте себе мальчика со средними способностями, непоседливого и в немалой мере эгоистичного, который учебе или молитве предпочитает развлечения. Он читает о выдающемся раввине, с пеленок демонстрировавшем необычайные способности и прилежание в изучении Торы, а также исключительные мидот, которые даже не все взрослые могут приобрести. Конечно, он думает: это не для меня, нет смысла даже пытаться таким стать. А если его еще и начинают сравнивать с праведником, естественно, не в его пользу, так и вовсе могут отбить всякое желание вести праведную жизнь. Почему это происходит?
Человек может сравнивать себя только с тем, что в принципе соизмеримо с ним. Иначе возникает именно такое ощущение, как Вы описали: как будто муравей меряется с горой. Вид непреодолимой горы вызывает отчаяние. И нам не помогает то, что эти люди внешне похожи на нас — мы чувствуем, что они «сделаны из другого теста». Глядя в цирке на выступление канатоходца или акробата, теоретически мы понимаем, что человек может этого достичь, но у нас даже не возникает побуждения пытаться повторить их головокружительные трюки. В духовной сфере все обстоит сложнее. Всем евреям даны одинаковые заповеди. Значит ли это, что мы все должны их одинаково выполнять? Нам известно высказывание о том, что каждый человек должен думать: «Когда достигнут мои поступки уровня поступков наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова?». Но мы знаем также, что знаменитый хасидский праведник раби Зуся говорил: его не спросят, почему он не стал Моше Рабейну, но обязательно спросят, почему не стал Зусей. Казалось бы, эти высказывания противоречат друг другу. Если мы сможем в них разобраться, это поможет также в воспитании наших детей.
Как известно, в основе еврейского мировоззрения лежит представление, что каждый человек должен выполнить в мире свою индивидуальную задачу и для этого ему даны наиболее подходящие условия и «орудия» — способности, силы, воспитание. Работа каждого человека уникальна, никто не может выполнить ее вместо него. А духовная работа измеряется не абсолютной, а относительной мерой — насколько мы продвинулись относительно самих себя. Мы не можем быть раби Зусей, рабанит Каневски или соседкой с третьего этажа, которая все успевает и всегда улыбается. Но мы вполне можем развить в себе качество, присущее всем великим людям, — стремление стать еще немного лучше. Если измерять наши достижения таким образом, то усилие, которое мы делаем над собой, выполняя мицвот на своем уровне, может сравниться с тем, которое делают праведники, совершая величайшие подвиги. Дела праведников могут и должны быть для нас ориентиром, идеалом, к которому надо стремиться, но идти к нему надо своим темпом, не «перескакивая через ступеньки».
Чтобы стать теми, кого рав Якобзон называет бнэй алия — людьми, постоянно растущими духовно, мы должны выработать в себе и постараться воспитать в наших детях еще одно важное качество — способность к духовному наслаждению. Это совсем несложно, надо только постараться быть бдительными и «ловить» все крупицы заповедей и добрых дел, которые нам так или иначе приходится выполнять каждый день. Вымыла посуду? — Хесед! Надо радоваться! Сделала над собой усилие и почитала ребенку книжку, несмотря на усталость? — Кто знает, как ценится это действие на Небесах! Заповеди, исполнение которых дается нелегко, требует усилий, ценятся больше «легких». Но заповеди, выполненные с настоящей радостью оттого, что мы благодаря ним смогли стать немного лучше, имеют неизмеримо бОльшую ценность! И так надо воспитывать детей: показывать им не то, чего они еще не достигли, а то, что они уже смогли сделать, и радоваться даже самому маленькому продвижению: «Правда, тебе самому приятно, что ты повел себя как большой и уступил своей сестричке?». И так, согласно раву Якобзону, надо читать рассказы о праведниках: «Вот как молился Бааль Шем Тов. Но когда ты сидел вчера тихонько рядом с папой и старался читать по сидуру, это, наверное, так же сильно радовало Вс-вышнего!».
И пусть нас не пугают «горы». Никто из нас не знает, какого уровня он может достичь, но каждому следует стараться подниматься — шаг за шагом. А если оступились и упали — снова подниматься. Заботиться о себе, чтобы были силы для подъема. И не сравнивать себя с другими, даже если нам кажется, что мы находимся в таких же обстоятельствах — так не бывает! А тем более избегать сравнения с теми, до кого нам действительно пока далеко. Если на вершине горы будет находиться рабанит Каневски, мы впадем в отчаяние еще до того, как попытаемся подняться. Но если мы будем знать, что наша гора — только наша, нам будет по силам достичь ее вершины, так же, как рабанит достигла вершины своей «горы»!
Желаю нам всем максимальных духовных достижений в наступающем году!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский