Темы: Женщина, Беременность, Роды, Страхи, Мирьям Климовская, Материнство, Самосовершенствование
Нет, я не малолетка, но беременность мне не кажется чем-то милым, симпатичным и эстетичным. 9 месяцев инкубаторства, врачи, режим, неизвестно — какое самочувствие, плюс возможные осложнения и сохранения. Чувствую себя циничной и злой женщиной, ведь все так тепло отзываются о будущих мамочках, но морально не могу решиться! Даже роды не столько пугают, сколько 9 месяцев вынашивания и жизни в таком образе. Как настроить себя? N.
Уважаемая N.!
Спасибо за такой важный и искренний вопрос.
Думаю, немало женщин разделяют Ваши чувства, полностью или частично. Попробуем разобраться, что Вас волнует, и по возможности развеять Ваши страхи.
Прежде всего, хотелось бы сказать, что нам всем не стоит стыдиться своих страхов. Это чувство очень мало поддается нашему контролю, и уж тем более не стоит решать, какой страх «правильный», а какой — нет. Мы не можем по мановению волшебной палочки убрать свой страх, а попытки просто подавить его ни к чему хорошему не приведут.
А вот попытаться проанализировать, почему нас что-то пугает, и помочь себе избавиться от страха — очень хорошее дело!
Все мы знаем, что многие женщины испытывают страх перед беременностью и родами. И не только потому, что лично пережили какой-то отрицательный опыт. Один из самых сильных страхов человека — страх неопределенности.
Жизнь вообще может быть непредсказуемой, а во время беременности и родов женщина особенно уязвима. Ведь даже когда беременность желанная — столько всего может неожиданно «пойти не так»! К тому же это практически всегда сопряжено с болью, неприятными ощущениями и дискомфортом.
Но, с другой стороны, очень многие женщины считают беременность самым счастливым периодом своей жизни и мечтают о повторении, их радует не только результат — рождение нового человека, но и сам процесс! Причем вовсе не обязательно потому, что у них были какие-то невероятно легкие беременности и роды.
На личном опыте могу подтвердить, что сразу же после рождения ребенка всё тяжелое и неприятное забывается или, по крайней мере, перестает казаться таким уж плохим. Это особая милость Небес, помогающая женщине приводить новые души в этот мир с радостью.
Более того, все пройденные этапы приобретают особую ценность в глазах новоиспеченной мамочки: «Оно того стоило!» Ведь мы особенно ценим то, что достается нам в результате нелегкого труда.
А обо всех перечисленных Вами трудностях можно сказать следующее. Мы верим, что нас создал Творец и что Он лично управляет жизнью каждого человека, и что каждый год в Рош а-Шана — день Суда — нам устанавливается количество всех благ и трудностей на грядущий год.
Но мы можем выбрать, как использовать эти блага или испытания, чтобы стать лучше. Талмуд приводит случай, который произошел с одним из величайших мудрецов Мишны раби Йеудой а-Наси:
Однажды он увидел вещий сон о том, что его племянникам предстоит потерять некую сумму денег. Он уговорил их пожертвовать как можно больше на благотворительность, и они отдали всё, кроме совсем небольшой суммы. И именно эту сумму римские власти отобрали у них в виде налогов.
Эта история делает «наглядной» всё ту же истину: испытания, которые предопределены нам, мы обязательно получим. Но у нас есть возможность использовать их для выполнения заповедей и добрых дел и получить за это награду. А что может быть возвышенней, чем привести в этот мир новую душу!
И еще можно сказать, что беременность и роды не обязательно должны быть «чем-то милым, симпатичным и эстетичным». Но, несомненно, это уникальный личный опыт каждой женщины, который остается с ней на всю жизнь.
Когда женщина осознает, что в ней зреет новая жизнь, ее существование приобретает особый смысл. Не просто «инкубаторство», но соучастие в процессе Творения.
Сказали наши мудрецы: тот, кто спасает одного человека — как будто спасает целый мир (Санедрин 37а). Понятно, что это относится и к тому, кто дает жизнь новому человеку: он как будто творит целый мир! Мы не сможем за всю свою жизнь произвести что-то более ценное.
Даже если наша работа связана со спасением жизни, это значит, мы не даем человеку потерять то, что у него уже есть. А дать жизнь — значит привести в мир новое, совершенно уникальное человеческое существо, чья ценность в глазах Творца равна ценности всего мира!
Уже только за согласие участвовать в этом грандиозном процессе мать заслуживает невероятной награды. Но помимо этой вечной награды — еще в нашем мире «бонусом» идут маленькие и большие радости материнства. А если есть трудности, которые мы с готовностью преодолеваем, это только увеличивает нашу награду.
Надеюсь, мне удалось хоть немного рассеять Ваши страхи, хотя, конечно, убрать их полностью вряд ли удастся. Просто потому, что мы все — люди и несовершенны по определению.
Наша цель в этом мире в том и состоит, чтобы совершенствоваться, становиться «лучшей версией себя», а семейная жизнь и материнство со всеми их трудностями как нельзя лучше способствуют достижению этой цели.
Желаю Вам в полной мере испытать счастье материнства!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?