Темы: Зависть, Социальные сети, Женщина, Хана Лернер, Забота о себе, Самооценка, Добро и Зло, Зависимости
Шалом! У меня вопрос по поводу соцсетей, без которых люди не могут уже жить, наверно. Но, конечно, не все… Только вот я, видимо, из тех кто не может. И я пытаюсь разобраться, зачем я там и для чего.
Еще до того, как я начала жить по Законам Ашема (Всевышнего), я там пропадала почти безвылазно. Потом появилась семья, и, конечно же, я попращалась с той виртуальной жизнью. Но не навсегда. Прошло время, и я вернулась туда, так как у меня там много подруг и родных.
Конечно, я понимаю, что там много чего неприличного и нехорошего есть, но я как бы оправдываю себя тем, что я закрыла страницу и никто чужой не видит меня. Там только женщины — родные и подруги, и я в принципе не хвастаюсь там ничем, тем более — учитывая, что почти все, кто на меня подписан, живут намного лучше меня, так что им нечему у меня завидовать.
Просто мне нравится смотреть их фото, приятно видеть тех, кто далеко и кто небезразличен. Я как бы понимаю и вред, и, всё же, пользу от этих сетей. Фото, которыми я делюсь, вполне приличные, но, всё же, в душе я себя гноблю за это.
Говорю себе: зачем ты ставишь фото детей или там путешествие? И как бы отвечаю себе, что, видимо, я хочу показать всем своим знакомым, что я тоже что-то значу или чего-то добилась, что я уже не та, какой они знали меня когда-то, когда я была неудачная.
И зачем мне их мнение о себе? Ведь им нет дела до меня, по сути, но каждый день мы все смотрим друг на друга там, на наши события и прочее. Неужели я самоутверждаюсь за их счет? Или просто скучно жить мне без подглядывания за другими… Я не могу разобраться в себе. Просто я не вижу зла в том, что общаюсь в соцсетях с ними, ведь я не совершаю ничего постыдного. Помогите мне понять, зачем я там, как психологи.
Мне трудно отказаться от этого, и в то же время я периодически делаю паузу и могу месяц не заходить туда. Я не сижу там подолгу, могу просто взглянуть на события, немного полистать и выйти, нет зависимости. Просто я пытаюсь понять, насколько это всё неправильно. Или же, если ты не делаешь там ничего противозаконного, то и не надо себе отказывать в этом?
Один день я думаю, что всё удалю и не буду, как все, сидеть там, потом иначе начинаю мыслить: что нет ничего плохого в этом, если не злоупотреблять. Скажите, пожалуйста, как Вы видите эту ситуацию со стороны. И может, я, всё же, решу для себя, как быть с этим и зачем мне это. Заранее спасибо Вам! N.
Дорогая N.,
Вы задаете очень актуальный вопрос.
Всем, что есть в нашем мире, всеми инструментами, которые дал нам Всевышний, надо научиться правильно пользоваться.
Виртуальная жизнь в современном мире стала очень популярна. С одной стороны, это очень удобно, мы можем получить какое-то невероятное количество знаний, информации с минимальными затратами. Одним нажатием кнопки мы оказываемся в другой части мира, общаемся с близкими, но территориально далекими от нас людьми.
Во время короны это было спасением для очень многих, спасением от одиночества, давало возможность работать, слушать уроки, участвовать в каких-то виртуальных конференциях.
Материалы на любую тему, включая уроки любого уровня, стали доступны каждому человеку, где бы он ни находился.
Например, я познакомилась с одним молодым человеком, который рассказал свою историю возвращения к вере: он жил в маленьком американском городке, ничего не знал о еврейской жизни. Однажды участвовал в какой-то профессиональной конференции, случайно нажал не ту кнопку — и увидел урок рава Ашера Кушнира на нашем сайте.
Его заинтересовала тема, он начал слушать другие его уроки, затем других раввинов — и так вернулся к вере.
Но, как и у любого явления, здесь есть другая сторона. Виртуальная жизнь для многих стала заменой реальной. Вместо того чтобы решать какие-то жизненные проблемы, находить из них выход, человек уходит в другую реальность, которая намного красивее, интереснее, проще той реальности, в которой он живет.
Там можно забыться, отвлечься, сделать вид, что проблем не существует. Специалисты приравнивают зависимость от интернета к наркотической зависимости. От нее точно так же тяжело избавиться.
Проверьте, кто кем управляет: Вы интернетом или интернет Вами. Вы решаете, что Вам нужно получить какую-то информацию, поговорить с кем-то, — или Вы не можете без этого, постоянно к этому возвращаетесь, уходите от каких-то своих проблем.
Просмотрите, что это Вам заменяет, чего в Вашей жизни не хватает — и что Вам дает виртуальное пространство.
Мы живем в мире полной открытости, всё внутреннее стало внешним. Каждый показывает только красивую сторону своей жизни. Но никто не знает, что происходит, когда гаснет экран компьютера. Человек больше занят тем, чтобы показать всем вокруг, какой он успешный, чтобы выиграть в этом бесконечном соревновании.
Ко мне обращалась за помощью одна пара, в которой были очень сложные отношения, люди на грани развода. Но жена поставила на фейсбуке трогательное любовное письмо мужу, поздравление с годовщиной свадьбы. Писала, как она его любит, какую счастливую жизнь они проживают. Муж сказал: это она не мне написала, а своим подругам, чтобы они завидовали…
Огромное количество информации часто больше путает, чем обогащает. У человека возникает ощущение, что он всё может, что всё доступно. И если у него несмотря на это нет больших достижений, появляется комплекс неполноценности.
Очень сильно понижается концентрация внимания. Современный человек может удерживать внимание на одном предмете максимум 10-15 минут. Поэтому обучение стало намного сложнее, несмотря на такое огромное количество доступной информации.
Если у Вас низкая самооценка, посмотрите, что Вам поможет ее поднять. Увидеть свои хорошие стороны, почувствовать, что Вы уникальны, что таких никогда не было и не будет. Понять, что только Вы можете дать людям, миру и особенно — своей семье.
Часто, погружаясь в виртуальную жизнь, мы забываем о времени. Это считается главным «вором» времени. Проследите, сколько это у Вас занимает.
С точки зрения иудаизма очень важно «стоять на ногах», жить в реальном мире, мире действия — Олам а-Асия. Очень важно не заменять действие воображаемой реальностью.
Смотреть в лицо реальным сложностям и проблемам, учиться их решать — если не самому, то с помощью рабаним, специалистов. Насколько возможно — контролировать себя, не убегать ни от себя, ни от своих проблем.
Но есть вещи, которые не в нашей власти. Нужно научиться с ними жить и как можно меньше страдать. И в этом может помочь вера во Всевышнего, понимание, что всё в этом мире имеет свой смысл. Важно также давать себе как можно больше разрешенных радостей.
Желаю Вам успеха.
С уважением, Хана Лернер
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его