Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

От чего зависит пол будущего ребенка?

Темы: Иштадлут, Чудеса, Женщина, Упование, Беременность, Молитва, Роды, Материнство

Почему некоторым семьям даются только мальчики или только девочки?

Можно ли выбрать пол ребёнка?

Может ли зависеть пол будущего ребёнка от личных качеств мужа и жены или от обстановки в семье?

Стоит ли верить таблицам и мнениям по расчёту пола будущего ребёнка?

Отложить Отложено
Отвечает Бина Тригер

Здравствуйте!

Обратимся к истории.

Известно, что во многих культурах ценность мужчины была выше, чем ценность женщины. Исторически сложилось так, что зачастую девочки считались менее желанными, а мальчики — гордостью и продолжением рода.

Неудивительно, что люди пытались прибегнуть к разным ухищрениям, чтобы соответствовать социальным стандартам своего времени. Так возникло множество методик планирования пола ребёнка: рекомендаций, календарных расчётов, народных примет, многие из которых живы по сей день.

Современные теории опираются на биологические факторы, учитывающие физиологическое состояние мужчины и женщины в момент зачатия. Но при всём многообразии мнений и совпадений нет никаких научных доказательств достоверности той или иной теории.

С научной точки зрения набор хромосом, сформированный при зачатии, зависит от множества факторов, влияющих друг на друга. И все их просто невозможно предусмотреть в обычной супружеской жизни.

Почему некоторым семьям даются только мальчики или только девочки?

Какой же наш еврейский подход к этой теме? Душа приходит в этот мир со своими задачами. И только Б-г знает, какие исходные данные ей необходимы для их выполнения. В какой стране родиться, в каких условиях расти, в какой семье и т. д.

И родителям Творец посылает детей именно с теми душами, с которыми им нужно пройти путь материнства и отцовства. Чтобы и эти дети, в свою очередь, исполнили свое предназначение в этом мире, предназначение, ради которого их душа и пришла в материальный мир. Только Всевышний знает, что лучше для каждого человека, и предоставляет ему всё необходимое для реализации духовных задач.

Вот и получается, что наблюдаемая нами картина разнообразна. У кого-то есть дети, а у кого-то… У кого-то одни мальчики, у других — наоборот. И одной супружеской паре нужно вырастить именно столько-то девочек или мальчиков, а другой — всего лишь одного ребёнка. Нам же стоит только полагаться на Творца.

Тем не менее, высказывать свои пожелания не только не запрещено, но и нужно. И хорошо обращаться к Творцу со всем, что нас волнует. Ведь так мы признаём, что всё зависит от Него. И семейная пара, конечно же, может молиться о рождении ребёнка определённого пола. И даже если молитвы остались без ответа, не надо думать, что они были вообще бесполезны.

Возможно, именно для этого душа человека и пришла в мир: чтобы много молиться о детях. Ведь в процессе молитвы человек осознает свою зависимость от Творца. И, возможно, чтобы в человеке родилось это осознание, которое станет потом для него источником внутренних сил для преодоления испытаний на пути к своему предназначению, его душа и спустилась в этот мир.

И Творец в Своей великой мудрости знал, что иногда для этого нужно поставить человека в определённые рамки, поставить ему какие-то ограничения: кто-то будет ограничен в средствах, кто-то — в физических возможностях, кто-то — в качествах, а кому-то необходимо пройти ряд испытаний, связанных с деторождением. И кому-то будет достаточно молитв, чтобы родился ребенок, а кому-то потребуются годы слез и ожиданий. А для других всё вообще сложится иначе.

Причины всего этого скрыты от человека, ему не дано их знать. Почему? Потому, что это знание не требуется ему для исполнения его предназначения. А порой оно может и вовсе помешать. В прошлых поколениях еще были люди, которые могли раскрыть человеку корень его души. Они могли рассказать и объяснить, зачем его душа пришла в этот мир, объяснить, что он должен исправить в этой жизни, над какими качествами работать.

Есть ли сегодня такие люди? Сейчас это не наша тема. Об этом много написано в книгах наших мудрецов — о предназначении, Провидении (Ашгаха), о влиянии молитвы на духовные миры. А также о том, что испытания, посланные человеку, могут быть заложены в столь высоких духовных корнях бытия, что молитва, условно говоря, не может до них «дотянуться».

Можно ли выбрать пол ребёнка

Как бы то ни было, очень важно осознавать какие мотивы стоят за молитвами о потомстве. Наше эгоистичное желание родить мальчика или девочку потому, что нам будет легче с кем-то из них? А, может, близкие люди говорят, что нужно родить именно сына или дочь? Или чтобы кто-то подал стакан воды на старости лет?

В каких ситуациях пол ребенка будет иметь значение для семьи? Например, чтобы заповедь «плодитесь и размножайтесь» считалась выполненной, нужно (по основному мнению), чтобы родились минимум мальчик и девочка. Но и с точки зрения выполнения этой заповеди уж точно не стоит впадать в уныние оттого, что «семеро девиц по лавкам, а молодца всё нет». Ведь только Всевышний определяет пол и количество детей. Каждая новая жизнь — бесценный дар!

Стоит упомянуть еще одну ситуацию, когда пол ребёнка может иметь значение. Это некоторые генетические заболевания в семье, когда болезнь с серьёзными патологиями развития проявляется только у мальчиков или только у девочек.

В таких случаях современная медицина может предложить супружеским парам метод ЭКО с предварительной диагностикой пола. Это очень серьезное решение, для которого необходимы особые медицинские показания. И обсуждать его необходимо только с врачами-специалистами и компетентными раввинами.

Стоит ли верить таблицам и мнениями по расчёту пола будущего ребёнка?

Мы выяснили, что существуют разные обстоятельства, как объективные, так и субъективные, в силу которых человек может желать появления ребёнка того или иного пола.

Более того, как кажется на первый взгляд, в Талмуде (Брахот 60а) раскрывается причина рождения именно мальчиков или именно девочек. Примерный перевод: «Если мужчина получит удовольствие первым, женщина рождает девочку (нкейва), если женщина получит удовольствие первой, она рождает мальчика (захар)».

Но, во-первых, не совсем понятно, как правильно понимать написанное. Многие комментаторы пытались объяснить эти слова Талмуда, но объяснения «не совпадали» с реальностью. Поздние комментаторы также высказывали разные предположения, порой подкрепляя их современными научными теориями. Но пока это так и остается на уровне теорий, не имеющих подтверждения.

Во-вторых, неясно, об этом ли вообще говорили мудрецы. Слова захар (мужчина) и нкейва (женщина), которыми они оперируют, могут обозначать возвышенные духовные аспекты, которые относятся к сокровенной части Торы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что применение «совета» не согласуется с практикой.

В-третьих, сказанное мудрецами является не советом, а объяснением — почему рождаются мальчики или девочки. Но полностью «взять под контроль» этот момент не в возможностях человека. И даже если мы скажем, что в силах мужа и жены увеличить вероятность рождения ребенка желаемого пола, следуя словам мудрецов, то мы всё равно сталкиваемся с первой упомянутой проблемой: непонятно как правильно эти слова мудрецов понимать.

В любом случае, до сегодняшнего дня никто — ни мудрецы, ни наука — не смогли дать точных рекомендаций, следуя которым можно гарантированно «задать» пол ребенка.

В Талмуде сказано, что у Б-га есть некие три «ключа». И иногда Он может передавать их в руки избранного человека, как это было с пророкамиЭлияу и Элишей. Один из ключей — это «ключ от деторождения».

Имеется в виду, что Всевышний передает такому человеку силу влиять на все аспекты этого процесса. Например, если кто-то не мог иметь детей, то обладатель «ключа» к этим духовным силам мог изменить ситуацию — вплоть до того, чтобы «задать» пол будущего ребенка.

Но в нашем материальном мире мы можем «вмешиваться» в этот процесс лишь на определенном уровне и до определенного предела. Современная медицина открыла перед человеком широкие возможности. Но все они не дают абсолютных гарантий, а только увеличивают вероятность.

У человека есть возможность влиять и на мир духовный, где законы времени не властны. Поэтому своими молитвами (не только после зачатия, но и до него), человек может воздействовать на высший мир, чтобы в итоге это привело к определенным последствиям в нижнем мире. Но, как всегда, это не гарантирует результата.

Может ли пол будущего ребёнка зависеть от личных качеств мужа и жены или от обстановки в семье?

Вместе с тем, мудрецы раскрыли нам определяющую значимость того, что происходит до зачатия и непосредственно в сам момент сотворения плода. В скрытой части Торы говорится о важности чистоты помыслов в момент соединения мужа и жены. Чем они более чисты, тем более святую душу из высших миров они могут притянуть в этот мир.

В книге Млахим II 20 рассказано, что Б-г послал праведному царю Хизкияу смертельную болезнь. Талмуд говорит: пророк Йешаяу раскрыл царю, что это из-за того, что он не исполнял заповедь «плодитесь и размножайтесь». Царь ответил, что он поступил так умышленно, поскольку ему было ведомо, что от него произойдут недостойные люди. Пророк ответил: «Что тебе до тайн Творца?! Ты делай то, что заповедано тебе, а Творец сделает то, что Ему угодно» (Брахот 10а).

Тогда царь попросил пророка отдать за него свою дочь, поскольку, возможно, их заслуга сможет исправить предначертанное. В итоге царь взял в жены дочь пророка, но, как и было определено, у них родились дети-идолопоклонники. Почему? Дело в том, что в момент близости его жена вспомнила об одном идолопоклоннике, которого она недавно напоила водой. Это и стало причиной рождения двух сыновей, один из которых, Менаше, снискал себе славу худшего из еврейских царей. Справедливости ради отметим, что в конце дней он всё-таки раскаялся в своих злодеяниях.

Это показывает: святость соединения мужа и жены настолько велика, что может оказывать влияние на самые высшие духовные миры. И даже если близость не приводит к зачатию (когда женщина уже беременна, или в период вскармливания, или уже после определенного возраста не может иметь детей, или никогда не могла иметь их), то святость этого соединения всё равно способна создавать в высших мирах души герим (прозелитов).

Сказано об Аврааме и Саре: «И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и душу, которую они сделали в Харане (вэ-эт а-нэфеш ашер асу вэ-Харан); и вышли, чтобы идти в землю Кнаанскую…» (Берешит 12:5). Раши объясняет: [душу,] которую они сделали в Харане означает — геров, «которых они привели под крылья Шхины, Авраам приводил мужчин, а Сара приводила женщин; и рассматривает это Тора, как если бы они сделали их [создали эти души]».

Мудрецы говорят, что речь идет о душах, родившихся от близости Авраама и Сары, хотя пока это и не приводило к беременности. И там, где Тора пишет: «И Сарай была бесплодна, не было у нее ребенка» (Берешит 11:30), речь идет о том, что Сара детей рожать не могла, а души в высших мирах — могла. И эти души спускаются в мир в разное время.

Да, вся активность человека делится на старание («иштадлут») и упование («битахон»). Но в том, что касается деторождения, человек должен проявлять особый битахон и всеми силами уповать на Б-га — больше, чем во всех остальных сферах своей деятельности. Ведь, как мы выяснили, в деторождении наш физический иштадлут возможен в достаточно узких границах.

Поэтому нам только остается перенести центр тяжести наших усилий в область иштадлута духовного — молиться и уповать, что Б-г пошлет детей и они будут достойными людьми. Что Он даст нам силы для самосовершенствования, духовного роста, дабы стать для своих детей достойным примером. А что может воспитывать лучше, чем пример родителей?

У Б-га на нас Свои планы. И только Он в Своей мудрости определяет кому, когда и в каких обстоятельствах прийти в этот мир. Как сказал царь Шломо: «Много замыслов в сердце человека, но сбудется решение Б-га» (Мишлей 19:21). Поэтому молиться нужно, но правильнее не просить «исключительно то-то и то-то», а формулировать свои желания более мягко. Например: «Если для меня будет лучше так-то, то помоги мне в этом…»

Здесь подходящей цитатой будет: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Часто люди мечтают о чем-то поверхностно, представляя лишь те чудесные ощущения, которые они испытают, когда получат желаемое. Но представляем ли мы себе другую сторону? Бывает, что, осуществив мечту, человек понимает: он хотел на самом деле другого и представлял всё не так, как оно оказалось в реальности.

Правда такова: осуществление наших желаний может быть не тем, что для нас лучше. Каждая душа приходит в мир со своим набором характеристик. Это не только пол, но и темперамент, и личные особенности ребёнка — всё то, что потом формирует личность человека.

Почему кому-то даются мальчики, кому-то девочки, а кому-то … ? Почему именно эти души приходят именно с таким набором характеристик, почему именно в эту эпоху, почему именно в этой семье? И возможно, когда человек задается такими вопросами, лучшим ответом будут слова пророка Йешаяу: «Что тебе до тайн Творца?! Ты делай то, что заповедано тебе, а Творец сделает то, что Ему угодно» (см. выше).

С пожеланиями радости как от мальчиков, так и от девочек, Бина Тригер

N. B.:

Несколько историй о Бааль Шем Тове и Магиде из Межерича на тему Вашего вопроса:

Было ли всё так на самом деле… Никто не знает. Но это не имеет значения. Ведь главное, как всегда, не форма, а содержание и уроки, которые мы можем извлечь из этих историй. (Взято с сайта Толдот Йешурун: «Раби Исраэль бар-Элиэзер —БААЛЬ ШЕМ ТОВ»).

Духовное воздействие БаальШем Това изменяло реальность, внося существенные коррективы в судьбы людей. Благодаря его молитвам многие бездетные пары обретали потомство, а смертельно больные люди удостаивались долгой жизни.

Более того, Бааль Шем Тов обладал способностью предвидеть долговременные последствия внесенных им изменений — его духовному взору было открыто не только всё пространство Вселенной, но и просторы времени.

У одного еврея из города Староконстантинова в течение долгих лет не было детей. Несколько раз он приходил к Бешту и просил вымолить для него ребенка. И вот, наконец, Бешт заверил его, что у него родится сын. Действительно, не прошло и года, как его жена родила.

Но когда счастливый отец приехал известить Бешта, праведник разрыдался. «Почему мой господин плачет?» — удивился отец. «Я вижу, — ответил Бешт, — что в день, когда ребенку исполнится тринадцать лет, он, не дай Б-г, утонет. Но если в течение всего того дня ты сможешь уберечь его от воды, приговор потеряет силу».

Бешт предупредил отца, что за эти тринадцать лет предсказание полностью сотрется из его памяти, поэтому ему необходим знак, который поможет всё вспомнить: в то утро его сын наденет оба носка на одну ногу и будет искать второй носок.

Все произошло в точности так, как предсказал Бешт: за тринадцать счастливых лет все предостережения забылись, а в день бар-мицвы отец увидел, как мальчик, натянув оба носка на одну ногу, бродит по комнате в поисках второго носка, — и всё вспомнил…

Тот день был очень жарким, все дети убежали на речку, но отец запер сына в чулане без окон и продержал там до ночи, не внимая его жалобным крикам: «Отпустите меня! Ничего со мной не случится!»

Другому бездетному еврею, богачу, который несколько лет подряд приезжал за благословением в Меджибож, Бешт неизменно отвечал, что ему лучше оставаться бездетным. Но поскольку этот человек настаивал, Бешт предупредил, что, если у него родится ребенок, он потеряет всё свое состояние — ведь в соответствии с отпущенной ему мерой милосердия, он не может быть благословен одновременно и богатством, и детьми.

Богач решил, что лучше ему потерять состояние, чем остаться бездетным. И вскоре после рождения ребенка все его дела пошли под гору. Постепенно он разорился и впал в полную нищету. Несколько лет спустя этот человек явился к Бешту с претензией: если бы он знал, что обнищает до такой степени, то не согласился бы иметь ребенка — ведь он рассчитывал, что просто потеряет богатство, но уж, во всяком случае, сможет прокормить семью и обеспечить ей крышу над головой. А теперь — зачем ему сын, если его нечем кормить?!

«Раз так, — сказал ему Бешт, — значит, у тебя есть иск к Б-гу. Иди в раввинский суд, и, если он признает твою правоту, я помолюсь за тебя». Тот человек обошел несколько раввинских судов, но везде его принимали за сумасшедшего. Тогда Бешту пришлось написать специальное обращение к суду, в котором он изложил всю историю и попросил «вывести это дело на свет».

Рассмотрев тяжбу между бывшим богачом и Всевышним, раввинский суд Меджибожа постановил, что истец прав: «Тот, Кто дал ему жизнь, должен дать ему пропитание». Послание Бешта и решение, вынесенное раввинским судом Меджибожа, сохранились и опубликованы в сборнике писем Бешта.

О Магиде из Межерича:

Молитва Магида обладала огромной духовной силой — благодаря его заступничеству многие из тех, кто обращался к нему за помощью, обретали избавление и исцеление. Один бездетный хасид, пришедший к Магиду за благословением, попросил, чтобы у него родился ребенок.

Но Магид сердито упрекнул его словами Торы: «“Разве я тебе вместо Б-га?!” (Берешит30:2). Помолись Всевышнему, и Он даст тебе избавление». «Я уже молился, — отвечал хасид. — Но моя молитва не помогла». «Ну, тогда уж лучше попроси, чтобы я научил тебя, как молиться, — сказал Магид. — И тебе не придется ходить ко мне». Хасид ушел от него с разбитым сердцем и слезами на глазах.

Позднее ученики, слышавшие этот разговор, спросили у Магида, почему он не обещал этому хасиду помолиться за него, как он обещает остальным посетителям. Магид пояснил: «Когда ко мне приходит человек, уповающий на Всевышнего, и просит, чтобы я помолился за него, полагая, что моя молитва будет лучше услышана в Небесах, — я стараюсь выполнить его просьбу. Но этот человек всецело уповал на меня, и поэтому мне пришлось ответить ему так, чтобы он полностью разочаровался во мне и всецело обратился сердцем к Всевышнему. И я убежден, что Творец выполнит его просьбу».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его