Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Совместное проживание
Добрый день! У меня непростые отношения с мамой. Мне очень не нравится, что она часто кричит, если я поступаю не так, как ей того хочется. Еще меня очень раздражает, что она плохо отзывается о людях, даже мало знакомых ей, никому не доверяет. В людях видит больше плохого, чем хорошего, и говорит об этом мне. Мне это очень портит настроение. И даже иногда ее мнение о ком-то влияет на мое, хотя вначале я думаю позитивно о человеке. Последнее время я не выдерживаю и срываюсь, делая замечания маме о том, что хватит видеть в людях только плохое и пусть не делится этим со мной. Есть ли у меня вообще такое право — делать замечания родителям, или надо просто молча терпеть? Заранее спасибо. N.
Уважаемая N.,
Я могу говорить только с двух позиций: одна — позиция иудаизма, которая предлагает четкие критерии, по которым можно оценить наше поведение с родителями. Вторая — позиция здравого смысла и пользы.
Еврейский Закон говорит, что дети не должны делать родителям какие бы то ни было замечания, критиковать вслух их поведение и учить их, как себя вести правильно. С другой стороны, Вы не обязаны принимать мнение мамы и можете, фигурально выражаясь, пропускать ее слова мимо ушей.
С точки зрения здравого смысла: т.к. Ваша мама уже явно старше пятидесяти, вряд ли Вам удастся изменить ее взгляды на жизнь, которые, наверное, сложились в результате нелегкого жизненного опыта. По жизни мы сталкиваемся с самыми разными людьми. Дурное очень часто бросается в глаза, и требуется большая работа над собой, чтобы смотреть на жизнь оптимистически. Далеко не все это могут и умеют. Я бы на Вашем месте попыталась внутренне посочувствовать маме. Как, должно быть, тяжело человеку, который смотрит на мир таким мрачным взглядом. От того, что Вы ей будете делать замечания и пытаться перевоспитывать, она вряд ли изменится. А вот Ваши отношения с ней рискуют сильно ухудшиться. Если же Вы говорите себе: «Хорошо, я знаю, что мама такая, поэтому — сказала и сказала. Я не должна на это обращать внимания», тогда и Ваши страдания становятся меньше, особенно, если Вы обещаете себе внутренне не прислушиваться к этому мнению. Ведь мы все слышим, что говорят очень разные люди на разные темы, и далеко не всякое мнение для нас существенно. Поэтому, если Вы себе скажете: «Когда мама говорит о других, я знаю, что это идет от ее подхода к жизни, а вовсе не обязательно от объективного анализа конкретной ситуации, поэтому я этому мнению не даю вес», это поможет Вам гораздо больше, чем попытки заставить маму замолчать и ссоры с ней.
Желаю Вам набраться сил и терпения для отношений с мамой. Пусть Вас поддержит мысль, что уважение к родителям — это очень богоугодное поведение.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ