Темы: Ваехи, Недельная глава, Оцарот, Благословение, Баба Сали
«Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут мне» (Ваехи, 48:5)
Чудесный мир расцветает здесь, на наших глазах. Мир Торы и изучающих Тору. Учебные заведения Торы для детей заполнены до отказа, ешивы процветают. Аврехи анализируют Тору, сочиняют серьезные книги по алахе и мусару (морали). Счастлив народ, чей удел таков, счастлив народ, что Г-сподь — Б-г его.
Немного света рассеивает много тьмы, а большой свет — тем более. Семинары по возвращению к тшуве полны до отказа, народ, разочаровавшийся в разбитых и сухих колодцах, стекается к месту живой воды, жадно пьет из вечного источника. Небеса готовят нас к великому времени, когда дух небес пробудится в нас, и мы будем служить Ашему всем сердцем, да сбудется это вскоре, в наши дни. И если ядовитые средства массовой информации, собрав силы, проводят бой, а нечистота усиливается, как пламя свечи перед тем, как погаснуть, и миссионеры норовят лягнуть копытом, все это раскрытие сатана перед уходом его из мира, последние судороги агонии.
Но хотя мы видим своими глазами признаки Избавления, наш долг также посмотреть назад, с чувством благодарности.
Благодарность — кому?
Откроем нашу главу и поймем.
Когда праотец Яаков спустился в Египет, он нашел Йосефа, наместника фараона, и двух его сыновей до того, как им исполнилось десять лет, Менаше и Эфраима. Великолепные дети, воспитанные праведником Йосефом. После прихода Яакова и колен Ашема, их детей и внуков, семидесяти душ, праведных и святых, родились у праведника Йосефа еще дети. Они знали своего великого деда — праотца Яакова — с детства. Росли у него на коленях, видели с младенческих лет сияние его лица и величие, святость и возвышенность.
Перед кончиной сказал праотец Яаков сыну: «Два сына родились у тебя в земле египетской до моего прихода к тебе, мои они. Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон будут моими. А дети, которых ты родишь после них — твоими будут». А мы стоим и удивляемся — ведь на первый взгляд должно быть наоборот: те, кто родились на твоих коленях, будут считаться твоими. Но те, кто родились и воспитывались, не зная своего великого деда, как могут считаться его сыновьями?
Но высказал рав, автор книги «Дараш Моше», благословенна память праведника, возвышенную идею, заключенную здесь: те, кто родился после того, как колена со своими домами спустились в Египет, и все увидели их величие — нет в этом большой заслуги. Но Менаше и Эфраим, выросшие в Египте, в среде идолопоклонства, в духовной пустыне, где в изобилии водятся дикие звери, и, несмотря на это были святы, они — плоды воспитания деда, великого светоча, праотца Яакова. Плоды его вклада в сына Йосефа, который устоял во всех испытаниях в чужой земле и вырастил своих великолепных потомков. Эти потомки, по свидетельству Яаков, «мои они»!
И мы скажем, что счастливы жить в поколении, в котором процветают учреждения, где дети воспитываются в соответствии с Торой, а пустое воспитание показало свою несостоятельность. Свет усиливается, и тьма отступает, Но мы должны поднять с благодарностью глаза к нашим родителям, бабушкам и дедушкам, которые вырастили своих потомков в голой пустыне, пройдя тяжелые испытания и бедственные времена, с радостью принесших жертвы, чтобы воспитать своих сыновей для чистой веры, Торы и заповедей. Их сила — от силы наших праотцев была, от воспитания, полученного в отцовском доме в изгнании, от возвышенного наследия поколений, слез матери и отцовского воспитания. Жизни чистой и сияющей, которая врезалась в сердца навеки, и их пламя горит мощно, передавая освещающий факел будущим поколениям, чтобы продолжить золотую цепь, тянущуюся от Дарования Торы. (Мааян ашавуа)
Благословение отца из глубины души
«И увидел Исраэль сыновей Йосефа и спросил, кто эти» (Ваехи, 48:8)
Во время второй мировой войны захватили проклятые немцы, большие части государства Мороко. В городе Боднив, где равом был Баба Сали, благословенна память праведника, находилась укрепленная тюрьма, куда захватчики посадили бывших правителей, и среди них известного наместника Аль-Хаж Тами Эль Гилави. Его мучили, унижали и издевались до назначенного дня его казни через повешение.
В день суда водили его по улицам города, закованного в кандалы, под усиленной охраной. Когда он проходил по улицам еврейского квартала, то увидел рабейну Баба Сали, который вышел на порог своего дома. Остановился он и спросил: «Еврей, есть ли у тебя сын?»
Остановились с ним сопровождавшие его солдаты послушать беседу главы вражеского правительства, опасного заключенного, с еврейским равом. Увидел это рав, и дрожь охватила его. Кто знает, не выйдет ли из этого навет типа «соучастник во вражеской деятельности». А отношение немцев к евреям известно. Они только повод ищут, чтобы уничтожить, убить, истребить… Но свергнутый правитель хорошо относился к евреям, и, кто знает, может быть, он даже вернется к власти. Положился рав на Ашема и ответил: «Да, есть у меня единственный сын».
«Как его зовут?» — спросил свергнутый правитель.
«Меир», — ответил рав.
«Тогда благослови его», — велел бывший правитель.
Рав, взволнованный напряженностью создавшегося положения, пробормотал благословение своему сыну.
«Не так благословляют сына, — сказал правитель, — благослови из глубины души!»
Стал рав благословлять с особой силой, а правитель шепнул ему: «Включи меня в свое благословение, чтобы Б-г, Который может все, спас меня из их рук».
Включил рав имя правителя в свое благословение, а когда закончил, отвели правителя на суд. К удивлению всех, правитель был оправдан и вышел на свободу. Первый его шаг после этого был к дому рава. Пришел он к нему и сказал: «Знаю я точно, что в заслугу твоего благословения спасся из рук этих проклятых. Сейчас не время умножать разговоры, но помни: когда пройдет гнев, приди ко мне в мой дворец в Маракеше или в Фесе». Когда закончилась война, пришел Баба Сали в летний дворец правителя в Фесе. После обмена словами вежливости беседа перешла на воспоминания о прошлом суде.
«Одного я не понимаю, — сказал рав, — ты просил благословения, хорошо. Но почему ты просил перед этим благословить моего сына?»
«Как ты не понимаешь, — ответил правитель. — Благословение действует вверху, когда его произносят из глубины души. А какое благословение говорится с большой силой и глубоким чувством, если не благословение отца сыну? Я знал, что если я буду включен в благословение твоего сына, распространится оно на меня тоже и произведет свое действие. И ты видишь, что я сразу же освободился, и судьба моя повернулась к добру. Но теперь я обязан тебе жизнью, так проси, чего хочешь».
Сказал ему рав: «Я прошу, чтобы ты защищал моих братьев-евреев от тех, кто злоумышляет против них и клевещет на них».
Пообещал ему это правитель и исполнил свое обещание. (Авотейну сипру лану, «Сидна Баба Сали»)
Не торопиться благословлять каждого
«И увидел Исраэль сыновей Йосефа и спросил, кто эти» (Ваехи, 48:8)
Раби Мордехай Подеровский, благословенна его память, преданно обслуживал Хафец Хаима в последние годы его жизни и записывал беседы Хафец Хаима и его наставления.
Однажды пришел к Хафец Хаиму старый еврей, вид которого свидетельствовал, что он соблюдает Тору и заповеди. Он привел с собой двух подростков, выглядевших как «дети нового поколения». Он сказал, что это его внуки и попросил благословить их.
Ответил Хафец Хаим: «У ваших внуков хорошая родословная. Однако одной родословной недостаточно. Когда Йосеф-праведник привел с собой двух своих сыновей для благословения, спросил праотец Яаков: “Кто эти?” Не поторопился благословить их в качестве “внуков”… Ведь, может быть, учатся они в египетской школе, может посещают они гимназию… Только когда ответил Йосеф “мои сыновья они”, идущие моими путями, сказал праотец Яаков: “Возьми их, пожалуйста, ко мне, и я благословлю их”…
Так сказал Хафец Хаим, и лицо деда поникло. Рав попал в цель… (Сихот Ахафец Хаим).
Однажды пришли к Хафец Хаиму родители просить благословения на воспитание детей по Торе.
“Воспитание детей зависит не от благословения, а от выбора родителей, их старания и самоотверженности. Много труда требуется для этого”…
“Действительно, это так, — согласились родители, — но в дополнение к этому мы просим благословения”.
А рав за свое: “Это не зависит от благословения”.
Они снова стали просить, но он не ответил. Вышли они разочарованными, с пустыми руками.
Член семьи Хафец Хаима бывший свидетелем происшествия, удивился. Знал он, что обычно рав благословляет родителей от всего сердца, чтобы преуспели в воспитании детей по Торе. Поспешил он выйти за родителями и стал расспрашивать их о сыновьях. Выяснилось, что вместо того, чтобы отдать сыновей в ешиву, они послали их учить науки в Варшаве, и те живут там среди студентов. Сказал он им: “Что удивительного, что рав отказался благословить их? Известна история об отце, пославшего своего сына совершенствоваться в петербургский университет. Возвратился сын одетый в студенческую форму и с бритой головой… Потемнело в глазах у отца и провозгласил он: горе мне, что вижу тебя таким! Насколько я был бы счастливее, если бы ты возвратился из воложинской ешивы в шляпе, а не как сейчас, с бритой головой… Удивилась мать: если ты послал его в Петербург, как он может возвратиться из Воложина???” (Х"Х ахадаш, Нецах а-Тора)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский