Темы: Недельная глава, Микец, Оцарот
«Нет такого разумного и мудрого, как ты» (Микец, 41:39)
Размышлял я о мидраше на эту недельную главу и понял, почему опаздывает Избавление.
В этой главе рассказывается о снах фараона. Тощие коровы проглатывают коров тучных, сухие колосья истребляют колосья полные и тучные. Сны, все назначение которых — вызволить Йосефа из тюрьмы и возвести на царство. Призывает фараон всех своих мудрецов, жрецов и колдунов и просит растолковать сон. Но нет толкователя.
И гворит Мидраш: толкователи были, но их толкования не входили в его уши. Сказали ему: семь хороших коров, это значит, семь дочерей ты родишь и семь дочерей похоронишь. А семь хороших колосьев — это семь царств ты захватишь, и семь областей восстанут против тебя. И все почему: чтобы последним пришел Йосеф и забрал себе величие. Сказал Святой, благословен Он: если придет Йосеф вначале и растолкует сон, это не будет ему похвалой. Могут жрецы сказать: если бы спросил нас, мы бы уже растолковали его тебе. Нужно было подождать, чтобы утомился и вышел его дух, и тогда чтобы пришел Йосеф и вернул его фараону. И об этом сказал царь Шломо: «всю душу вытащит глупец» — это мудрецы фараона, «а мудрец назад ее вернет» (Мишлей, 29:11) — это Йосеф, как сказано «нет такого разумного и мудрого, как ты».
Ужасно! В тот день был Рош ашана, в тот день было постановлено, что он выйдет из тюрьмы и поднимется к величию. А в тюрьме каждое мгновение, как год. И освобождение задерживается, и Избавление медлит. Почему? Потому что вначале жрецы предложили свой товар, пробовали мудрецы свои силы, предлагали свои решения. И пока последний жрец не сказал своего слова, самый малый мудрец не испробовал свои силы, не позвали Йосефа из тюрьмы. Не пригласили представить свое толкование. Но когда закончили, то сразу: «И погнали его бегом из ямы».
А сейчас, знаете ли вы, почему Избавление медлит? Царь Машиах придет представить свое решение. Настоящее лекарство для всех нужд и недугов: связанных со здоровьем, семьей, экономикой, безопасностью, государством, со всякой областью. Но все это до тех пор, пока развеваются ложные лозунги, и продавцы иллюзий вселяют надежды, раздавая обещания типа «Исраэль ожидает такого-то», «Такой-то хорош для евреев», «Только такой-то принесет мир и безопасность», «Дайте такому-то продолжить»… До тех пор, пока жрецы и мудрецы предлагают волшебства и чудесные толкования, будет стоять Машиах в сторонке и улыбаться. Говоря, пробуйте, пробуйте основать систему образования без веры. Создать общество без ценностей. Разбить цепь поколений и насадить чуждую культуру. Пробуйте привезти сотни тысяч гоев, наводнить землю магазинами, продающими свинину и вырастить коренную антисемитскую, израильскую культуру. Пробуйте, если кто помнит, устраивать встречи между еврейскими и арабскими подростками, поддержать поездки подростков под покровительством официальной миссионерки. Что еще можно попробовать, а вы не попробовали. Бросьте все в этот котел, именуемый Исраэлем, и увидите, какое варево выйдет… Попробуйте на вкус и добавьте того, что не хватает. И скажите, это ли вы имели в виду, съедобно ли это. Ответ известен изначально, как сказал пророк: «И было, когда вкусили от похлебки, возопили и сказали: смерть в котле» (Млахим, 2:4—40). Нет, не этого мы хотели, не об этом мечтали. Мы заблуждались и обманывались.
А идея стара. Это было предсказано с самого начала. В мишне (Конец трактата «Сота») мы учили: «Перед приходом Машиаха увеличится наглость, и все вздорожает. Виноград даст плоды, но вино будет дорогим. Юноши будут стыдить стариков. Сын сквернословить отца, дочь встанет на мать, а невестка — на свекровь. Врагами человека станут его домашние. Лицо поколения — как собачья морда, сын не будет стесняться отца. И на кого мы можем опереться, кроме Отца небесного».
И задается вопрос: почему? Почему с приходом Избавления положение будет так плохо? И ответил машгиах из ешивы «Мир», гаон, раби Иерухам, благословенна память праведника: Машиах придет и предложит решение: служение Ашему, Тора и заповеди. А он не придет, пока не будут испробованы все другие решения, в которых разочаруются. Некоторые полагаются на экономику, но грош исчезнет из кармана, а цены вздорожают. Виноград принесет плоды, но вино будет дорогим, все экономические учения будут опровергнуты. Положение в обществе надежно, правила поведения и обычаи надежны. Семья надежна. Но все обрушится. Когда поймут, что нет ничего надежного, обратятся к древней, но настоящей опоре: «И будет гоняться за любовниками своими, но не настигнет их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: пойду, вернусь я первому мужу моему, ибо лучше мне было тогда, чем теперь» (Ошеа, 2:9).
И тогда, только тогда, волшебники разочаруют, а решения обманут, поднимется экран, выйдет заключенный из ямы, будет положен конец тьме, и придет Машиах.
Тогда зачем ждать, почему не понять с самого начала, что само Избавление — это решение?! (Мааян ашавуа)
«Зачем причинили вы зло мне, сказав тому человеку, что у вас еще брат» (Микец, 43:6)
В мидраше сказано, что Святой, благословен Он, разгневался на праотца Яакова, мир ему, когда тот сказал эти слова, и высказал недовольство: «Зачем говорить тебе, Яаков, и твердить тебе, Исраэль: “Скрылся путь мой от Г-спода, и от Б-га суд мой прошел”. Сказал Святой, благословен Он: Я занимаюсь тем, что возвожу его сына на царство в Египте, а он говорит “почему причинили вы зло мне”» (Берешит раба, 91:10). То есть, должен был праотец Яаков видеть, что от Ашема повернулось так это дело, потому и рассказали Йосефу, и все что делает Милосердный, для добра Он делает (Трактат Брахот, 60).
И также все беды, постигающие человека — это искупление его грехов, и если примет это к сердцу, не будет сердиться вовсе. Пример, на что это похоже — на ребенка, возвратившегося домой, грязного и запятнанного с ног до головы. Берет его мать, моет и чистит. Если он мал и несмышлен, то будет плакать и протестовать из-за боли, которую он чувствует при очищении. А если он разумен и смышлен, то поблагодарит ее и будет рад очищению. (Шем олам)
И еще приводил пример Хафец Хаим, на что это похоже. На покупку. Пришел человек к хозяину предприятия и хотел купить большое количество товара для продажи. Специалист он в этой области: Есть у него тесные связи со многими торговцами в прифронтовых городах, отлажена у него система продажи и система взыскания денег. Обрадовался владелец предприятия, предвидя большие прибыли от совместных действий с опытным и удачливым покупателем. В знак почтения организовал он для него осмотр предприятия, показал ему усовершенствованные и сложные машины, изготавливающие его товары, и техников, обрабатывающих сырье.
Осмотрел покупатель машины и вынес постановление: «Красиво, но я перенес бы эту ручку в сторону, чтобы не уродовала вид. А эти винтики я отменил бы»…
Хлопнул его хозяин по плечу и сказал: «Дорогой мой, занимайся своим делом, а мне дай заниматься своим. Твое дело — продажа, а мое — производство. Поверь мне, что каждый винтик нужен, и всякая вещь на своем месте».
Мораль: Святой, благословен Он, управляет миром, а роль человека — исполнять Тору и заповеди. Как было бы чудесно, если бы человек сосредоточился бы на своем предназначении, занимаясь исполнением Торы и заповедей, предоставив Творцу управление миром по Его желанию не высказывая своего мнения.
Как смешно слышать, когда кто-то высказывает свое мнение, не зная всего в точности, не имея полной картины и широких знаний.
Об этом сказано: «Установления Г-спода истинны, справедливы все вместе» (Теилим, 19:10). Если будет у тебя широкая картина, если увидишь ты все части вместе, поймешь, насколько справедливы Его установления (Хафец Хаим ахадаш, Маим Хаим)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его