Темы: Недельная глава, Аазину, Оцарот
«И зуб животных нашлю на них» (Аазину, 32:24)
В пророчестве наказаний главы «Аазину» слова «И зуб животных нашлю на них», Онкелос переводит как: «И зуб полевых животных натравлю на них», а в переводе Йонатана приведен пример: «Идолопоклонники кусают своими зубами, как полевые животные».
Люди кусаются, как животные?! Вопрос прямо-таки кричит: как можно сравнивать злодеев и полевых животных? По мнению Сабы из Кельма, благословенна память праведника, одного из великих мыслителей последних поколений, это причиняет жгучую обиду лесным зверям. Ибо злодей скверен, гнил и испорчен. А лесные звери вовсе не плохи. Да, говорит лев, я раздираю козленка. Однако покажите мне человека праведника, который не терзает… Морковь, например. Он обрывает жизнь живого овоща, вырывает его с корнем, перемалывает его зубами. У каждого своя еда. В моих глазах козленок — это живая морковь. В каждой корове я вижу бифштекс, так я создан, и таков мой взгляд. Как можно уподобить меня злодею, умышленно причиняющего зло и мучающего от жестокости сердца?
А вопрос — всегда — ключ к ответу.
Действительно, есть злодеи, испорченные дои основания. Их душа больна и извращенна. Их личность дефектна. Они нуждаются в лечении — желательно, в изоляторе. Но их мало.
Большинство тех, которых мы определяем как злодеев, судятся по их делам. Действительно, он причиняют зло, обманывают, попирают и топчут.
Ранят чувства, грабят и делают людей несчастными.
Но что интересно — большинство из них, когда узнаешь их лично, оказываются обычным человеком, культурным и приятным собеседником с широкими взглядами. Его может взволновать хорошая книга, трогательный сюжет. Любящий отец, примерный семьянин. Крайний случай — это Рудольф Гас, начальник лагеря смерти Освенцим.
Он был очень привязан к своей семье, особенно к своей любимой собаке. «Человек» называл он ее.
Спасшиеся в Катастрофе рассказывают, что он заботился о мясе для нее. Он натравливал ее на узников лагеря, и она разрывала их.
Расскажем вам историю. В венгерском городе Гросварден был один директор банка, ассимилированный еврей. Однажды, во время работы, доложил ему секретарь: «Пришел раби из Вижниц и просит принять его».
Поразился директор: что общего у него с равами?
Может быть, пришел за пожертвованием. Тогда невозможно отказать. Пусть войдет. Встал он, чтобы оказать уважение почетному гостю. Попросил его сесть. Сел сам и стал ждать, что скажет гость.
А раби сидит напротив, смотрит любящими глазами и молчит.
Директор тоже молчит. Оба молчат.
Молчали минуту, две. Пять минут, десять.
Тут раби встал и протянул руку на прощание.
Горячо пожал ее и собрался выйти… Больше директор не мог сдерживаться. «А… не скажет ли мне, герр рабинер, почему я удостоился такого почета»… Ответил ему раби: «Я пришел сюда, чтобы выполнить заповедь».
«Заповедь?! Какую заповедь?» «О, заповедано нам мудрецами, что как есть заповедь — сказать человеку слова, которые он послушает, так есть заповедь не говорить слов, которые он не послушает» (Трактат Йевамот, 65). У меня есть, что сказать его чести, но это слова, которые не послушают, его честь не исполнит их, поэтому я пришел, чтобы выполнить заповедь мудрецов не говорить»… Любопытство охватило директора, он даже обиделся: «Кто сказал уважаемому, что я не соглашусь на просьбу, почему он решил так заранее.
Наоборот, послушаю и взвешу».
«Нет, нет! Уважаемый не послушает, поэтому я обязан молчать».
«Почему? Может быть, я соглашусь».
«Хорошо, — покорился раби, — вчера была у меня вдова. Ее муж умер год назад и оставил ее с четырьмя малыми детьми и ссудой из вашего банка. У нее нет доходов, и она страдает от голода. Разумеется, она не может выплатить ссуду, и банк собирается выкинуть ее и детей на улицу».
«Что поделать, — сказал банкир, таков устав и условия ссуды, а я — только директор, а не хозяин…» «Будь здоров, — с жаром благословил его раби, — я же сказал, что слова, которые не послушают, заповедано не говорить!» «Нет, нет, пусть раби не торопиться, посмотрим, что можно сделать. Может быть, разбить на платежи…» «У них нет хлеба для еды, — напомнил раби, — а уважаемый только директор, а не хозяин».
«Нет! Пусть раби присядет, подумаем, что можно сделать…» И в течение часа был найден способ замораживания выплат, и семья осталась в своей квартире.
Тот директор был злодеем? Разумеется, нет.
А если так, почему подписал приказ выбросить на улицу вдову с сиротами, и рука его не задрожала?
Самое время вернуться к обиженному льву, оскорбленному сравнением со злодеем. В его глазах, как он сказал, козленок — это… морковь. Ладно Но есть маленькая разница: морковь не блеет… а ты, лев, как можешь ты терзать козленка, когда он стоит перед тобой, дрожит, смотрит умоляющими глазами, блеет: ме, ме, пощади, смилуйся.
Ответ: лев просто не слышит. То есть, у него хороший слух, но он не направлен на волну блеянья козленка….
И таковы, ой, ой, многие злодеи. Хорошие люди в своей основе, но совершенно глухие к чувствам своих жертв. Это часто случается в торговле. Сидят люди в компании советников и адвокатов и готовят блестящий финансовый план. План, за который кто-то заплатит, кто-то потеряет из-за него деньги. Но мы львы, а он козленок, его блеянье не доходит до наших ушей.
Есть преданные, милые отцы, и они же — чудесные мужья. Но из-за чего-то ночью они не слышат, как плачет младенец. Они действительно не слышат! Их уши не направлены на волну. Женщина встает, меняет пеленки, кормит, баюкает, успокаивает. А они — спят себе спокойно.
А есть другой тип. «Сделается человек, как морские рыбы» (Пророк Хавакук, 1:14). Что имеется в виду? Говорят наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Авода зара, 3): «Как ловятся рыбы: большие проглатывают малых — и люди также: большие проглатывают малых».
Если вы разрежете рыбу, то найдете в ней маленьких рыбешек, и можно увидеть здесь интересную деталь: головы рыбешек направлены к хвосту рыбы. Всегда. Тогда их плавники не душат проглотившую их рыбу. То есть, она не преследует их. Она открывает рот, чтобы набрать воды, а они сами плывут в нее… Если уподобить эту рыбу хищным животным, эта клевета оскорбит ее: она плавала себе, рыбешки, просто-напросто, сами заплыли ей в глотку… Это так. Есть и такие, кто не похож на хищных зверей. Они чувствительны к бедам ближнего, блеянью козленка. Но сидят в компании и болтают, и вот, «пришел к нам в рот» некто, и оп, без всякого злого намерения был проглочен.
Тора требует от нас «и людьми святыми будьте Мне» (Шмот, 22:30). И подчеркивается здесь не только слово «святыми», но и «людьми». Будь человеком. Не животным, не рыбой. Не терзай, даже по простоте души… (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский