Темы: Недельная глава, Шофтим, Оцарот
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах своих » (Шофтим, 16:18)
Так хороша эта глава для начала месяца элул! Почему? Объясним это красивым примером автора книги «Атерет хахамим», благословенна память праведника.
Человек заболел странной болезнью: болезнью смеха и шуток. В любом состоянии и положении он находил что-то смешное и разражался гулким смехом. Люди удивлялись, злились, увещевали, клеймили его позором, а он не мог удержаться… Это мешало ему, но он ничего не мог поделать. Пошел он к мудрецу спросить совета.
Сказал ему тот: «Иди туда, где грустят и плачут, может быть, твое сердце воспримет грусть, и ты вылечишься от смеха».
Послушал он его совета. Увидел объявление о трауре и пошел туда. Увидел, что шляпа произносящего траурные речи, кривая и мятая. Разразился он громким смехом и был изгнан из зала.
Увидел он объявление о похоронах. Пошел туда. Услышал шарканье ног и разразился громким смехом. Отругали его, и он убежал.
Пошел на кладбище, конечный приют всякого человека. Нашил он смешные памятники и смехотворные восхваления и рассмеялся. Возвратился он к мудрецу.
«Горько мне, — сказал он, — но я не могу вылечиться от моей болезни»…
Сказал ему мудрец: «Идем со мной».
Пришел с ним на окраину города, постучал в дверь и вошел. Больной смехом, забавляясь, вошел за ним. Услышал он стон, разрывающий сердце — на кровати лежал больной, страдающий от болей. Вокруг сидела его семья с опухшими от слез и бессонницы глазами. Увидел он, что и врач вздыхает, в бессилии заламывая руки.
Прошептал он мудрецу: «Удивляюсь я…»
«Чему ты удивляешься?» — спросил тот тоже шепотом.
Сказал: «Я не удивляюсь вздохам больного, он страдает от болезни. Не удивляюсь я плачущим родственникам. Они близкие, и сердце их разбито. Но я в первый раз вижу печального врача! Ведь он привык видеть безнадежных больных, привык к катастрофам и бедам — если он будет печалиться о каждом больном, ему не хватит слез»…
Услышал врач и сказал: «Действительно, привык я к бедам и болезням, но такого больного нет среди других больных, ибо он немой и парализованный».
В самом деле, несчастный, — согласился посетитель, — но ты ведь, конечно же, видел и большие беды…
«Да, — подтвердил врач, — но пойми, у этого больного, по-видимому, нет тяжелой болезни и его легко можно вылечить. Но вот беда, оттого, что он немой и парализованный, он не может показать место, где у него болит. И он стонет и охает, но мы не знаем, отчего, и потому не можем подобрать ему лекарство. И, несмотря на то, что болезнь у него легкая, может он умереть от нее из-за отсутствия диагноза и лекарства»…
Тогда вздохнул насмешник, и из уголков его глаз скатились слезинки…
О чем здесь говорится? О нас.
Уповаем мы всем сердцем, что «кончится год с его проклятиями».
Так много огорчений было у нас. Теракты и катастрофы, трудности и страдания, проблемы со здоровьем и заработком. И мы уповаем на изменения к лучшему. В здоровье, заработке счастье и богатстве. И они доступны нам — надо только знать лекарство: как улучшить наши пути.
Но мы не сможем сделать это без подобающего намерения. Если не сможем показать на больные точки. Что улучшить, чтобы удалить от нас гнев и удостоиться милости Небес. А чтобы получить эти знания, мы должны посещать уроки Торы!
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах своих» — сделай себе рава, выбери проводника, и перед тобой откроются врата света!
Доброго и благословенного года, года исполнений всех желаний сердца для добра! (Мааян ашавуа)
Элул как начало нового пути
«Чтобы любил ты Г-спода Б-га твоего и ходил путями Его все дни» (Шофтим, 19:9)
Мы входим в дни милосердия и прощений, месяц элул. В другую атмосферу, другое поведение. С большей серьезностью, с большим количеством заповедей и добрых дел. Чтобы собрать больше заслуг ко дням суда. Обычная мысль: вот, перед нами месяц укрепления, а за ним месяц праздников, а потом мы возвратимся к обычной жизни.
Но не для этого дан нам месяц элул. Месяц элул дается для того, чтобы провести самоотчет, подняться на ступеньку, решить, что с этого дня жизнь пойдет по-другому. Плодотворнее, лучше.
Говорит пасук нашей главы: «Если соблюдать будешь все заповеди эти, исполняя их… чтобы любил ты Г-спода Б-га твоего и ходил путями Его все дни». «Все дни» — толковал рабейну Рабъа, благословенна память праведника: «Без перерывов между ними». И известны слова рабейну Хафец Хаима о лихорадке, характеризующейся болями, появляющимися один раз в два, три четыре дня. Тогда и в перерывах человек считается больным, потому что это только перерыв! И если мы будем относиться к работе месяца элул как к одноразовому мероприятию — то как сможем представить его в день Суда, ведь это только перерыв! Но если мы отнесемся к месяцу элул как к новому началу и поднятию на ступень — то удостоимся доброго приговора на суде! И написано ясно: «И пошли, и исполнили сыновья Исраэля», поскольку приняли на себя, говорит о них написанное так, как будто они уже сделали!
Пишет гаон, раби Яаков Кули, благословенна память праведника: Притча о царе, услышавшем, что на несколько верных его слуг напал злой дух, и они запустили руки в царскую казну. Отказался он поверить: ведь он осыпал их столь многочисленными подарками! Сказали ему: но украденное у них дома! Ничего не поделаешь — послал царь провести обыск в их домах и принести ему украденное. В то же время он тайно послал сказать провинившимся: «Когда будете плыть на корабле в мой дворец, выбросите в реку украденное, и таким образом улики, обличающие вас, будут уничтожены. Лучше мне потерять сокровища, чем вас, ибо вы дороги мне, и я не желаю вашей смерти!»
Все так и сделали, кроме одного, и его привели к царю с краденым в руках. Разгневался царь и сказал: «За украденное я оправдываю тебя. Злое начало подстрекнуло тебя, и соблазн увлек тебя. Но ты не выбросил украденное — здесь не может быть оправдания! Ведь это неуважение к царю, игнорирование его гнева и равнодушие к его суду. За это нет прощения!
А мораль понятна. Даже если злое начало подстрекает к греху, нет оправдания для опоздания с раскаянием, это может обрушить на нас гнев Царя мира!
Прислушаемся к совету выбросить все грехи в бездну моря. Чтобы стереть все грехи и удостоиться прощения! (Ялкут меам лоез)
История о заболевшем человеке, лежавшем на смертном одре, вокруг которого собрались люди, ожидая последнего мгновения. Вдруг он задрожал в страхе и горько закричал.
Спросили его: “Чего ты испугался?” Ответил он: “Увидел я ангела, полного глаз, а вокруг него стая злобных собак, и каждая разевает рот, чтобы проглотить меня, говоря: ты создал меня таким-то грехом — и они ждут выхода моей души, чтобы отомстить мне. Помогите мне, пожалуйста, спасите меня от них!”Услышали это люди и испугались, и начали в страхе читать “Теилим”.
Тем временем закрыл больной глаза и сказал: Успокойтесь! Появился другой ангел и отругал ангела-уничтожителя: что ты здесь делаешь, я послан Творцом предупредить тебя, чтобы ты не трогал этого человека! Действительно, в прошлом были у него эти грехи, и он создал этих уничтожителей, но уже обдумал свои дела и начал возвращаться к тшуве. А поскольку он еще не завершил свою тшуву, напугали его уничтожителями, созданными его грехами, но если бы его тшува была полной, отменили бы ему все!»
И исцелился он от своей болезни. (Ноцар теена)
Рабейну Бахье Ибн Пакуда, благословенна память праведника, приводил притчу древних времен. История о богаче, ехавшем в своей карете, а при нем — узлы с монетами, огромное состояние. Напали на него разбойники и хотели ограбить и убить. Хлестнул он лошадь и убежал от них. Разбойники погнались за ним с обнаженными мечами. Лошадь была быстрой, да и кнут ее понукал. Увеличилось расстояние между ним и преследователями, и вот, он добрался до реки. Тут он остановился.
Река широкая, простирается до горизонта. Как пересечь ее — разбойники быстры на ногу, еще немного и догонят его!
Вспомнил он, что узлы с деньгами с ним. Решил он воспользоваться монетами и с их помощью высушить реку. Открыл узел и стал бросать горсть за горстью. Узел кончился, а толку нет. Поспешил он открыть другой узел, но все напрасно. Уже показались на горизонте преследователи. Еще два узла у него, может быть, удастся. Но — ничего.
Когда у него остался последний динар, пришел он в себя. Поднял глаза и увидел лодку, причалившую рядом. Спросил он хозяина: «Можешь ли ты переправить меня на другой берег в своей лодке за золотой динар?»
«С удовольствием», — ответил тот, и в последний момент лодка отплыла.
Примчались преследователи и увидели, как добыча ускользает из рук…
Сказал богач облегченно: «За один динар я получил то, чего не получил за все мое серебро и золото!»
Так, от каждого греха создается обвинитель, ангел-уничтожитель, преследующий, наказывающий и мучающий в Геиноме, и все деньги и золото мира не могут спасти от него — а при верной тшуве: раскаянии в сердце и в словах — ускользают от его лап. (Авотейну сипру лану, Ховот алевавот)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его