«И разгневался Моше» (31,14)
В Вильне бушевала холера. Жители прятались в домах из страха заразиться. Из окон доносились крики и стоны о безвременно умерших родных и близких.
Только рав Исраэль Салантер не пал духом. Он действовал.
Сначала создал больницу — самую настоящую, великолепно организованную. Нашел врачей-специалистов, которые согласились работать бесплатно. Потом договорился с аврехим, что они будут ухаживать за больными в шабат — ухаживать самостоятельно, без помощи неевреев, потому что речь шла о серьезной угрозе жизни людей.
В разгар шабата в больницу принесли внука уважаемого в общине человека. Положение мальчика было критическим. Рав Салантер велел разжечь огонь и сделать еще несколько запрещенных в шабат действий, чтобы спасти ребенка. К счастью, кризис миновал и мальчик пошел на поправку.
Благодарные родители пришли, чтобы поблагодарить рава Салантера за спасение их сына. Однако дед мальчика, известный своим тщательным соблюдением субботы, считал, что аврехим позволили себе слишком много нарушений субботних запретов, и в некоторых из них не было необходимости.
Рав Салантер не принял мнение уважаемого старца как личную обиду. Однако знаток Торы и человеческой души опасался, что эти слова могут помешать людям ухаживать за больными — вместо того, чтобы спасать жизнь человека, аврехим будут взвешивать, можно ли обойтись без того или иного действия… Поэтому рав ответил гневным упреком:
— Когда я звал аврехим на работу в больницу, то обещал им, что ни один из них не заразится и не понесет никакого ущерба! И мое обещание будет исполнено! Может быть, ты тоже можешь сделать такое?!
Дед мальчика содрогнулся от этих слов. Он немедленно снял обувь и сел на землю в знак принятия справедливого гнева.
Раби Исраэль всю жизнь сожалел об этом гневе, и, хотя тот был во имя Небес, искренне раскаивался в нём…
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его