«И разгневался Моше» (31,14)
В Вильне бушевала холера. Жители прятались в домах из страха заразиться. Из окон доносились крики и стоны о безвременно умерших родных и близких.
Только рав Исраэль Салантер не пал духом. Он действовал.
Сначала создал больницу — самую настоящую, великолепно организованную. Нашел врачей-специалистов, которые согласились работать бесплатно. Потом договорился с аврехим, что они будут ухаживать за больными в шабат — ухаживать самостоятельно, без помощи неевреев, потому что речь шла о серьезной угрозе жизни людей.
В разгар шабата в больницу принесли внука уважаемого в общине человека. Положение мальчика было критическим. Рав Салантер велел разжечь огонь и сделать еще несколько запрещенных в шабат действий, чтобы спасти ребенка. К счастью, кризис миновал и мальчик пошел на поправку.
Благодарные родители пришли, чтобы поблагодарить рава Салантера за спасение их сына. Однако дед мальчика, известный своим тщательным соблюдением субботы, считал, что аврехим позволили себе слишком много нарушений субботних запретов, и в некоторых из них не было необходимости.
Рав Салантер не принял мнение уважаемого старца как личную обиду. Однако знаток Торы и человеческой души опасался, что эти слова могут помешать людям ухаживать за больными — вместо того, чтобы спасать жизнь человека, аврехим будут взвешивать, можно ли обойтись без того или иного действия… Поэтому рав ответил гневным упреком:
— Когда я звал аврехим на работу в больницу, то обещал им, что ни один из них не заразится и не понесет никакого ущерба! И мое обещание будет исполнено! Может быть, ты тоже можешь сделать такое?!
Дед мальчика содрогнулся от этих слов. Он немедленно снял обувь и сел на землю в знак принятия справедливого гнева.
Раби Исраэль всю жизнь сожалел об этом гневе, и, хотя тот был во имя Небес, искренне раскаивался в нём…
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский