Темы: Недельная глава, Балак, Оцарот
«Не увидел провинности в Яакове…» (23, 21)
Закутанный в белоснежный талит и увенчанный черными кубиками тфилин, направлялся раби Леви Ицхак из Бердичева на утреннюю молитву в синагогу. Путь его лежал мимо дома, в котором жил один его недоброжелатель, который всегда норовил подстроить гадость или сказать Раву злые слова. Поэтому обычно раби Леви Ицхак старался не ходить мимо его дома. Но утром того человека дома не было — он ведь тоже считал себя кашерным евреем и ходил молиться, как и все. Поэтому раби Леви Ицхак не стал делать круг, а решил пройти мимо его дома.
К сожалению, жена этого недоброжелателя никуда не ушла. Она сидела на кухне, когда заметил из окна приближающегося Рава. Тут же вскочила и поспешила набрать ведро холодной воды. Открыла окно, приготовилась и… вылила всю воду на голову Раби, добавив к этому поток брани и отборных проклятий. А потом захлопнула окно с чувством выполненного долга.
Раби Леви Ицхак не разгневался. Он наскоро отряхнул воду с головы и одежды и поспешил в синагогу. Встал на свое обычное место и начал горячо молиться: «Владыка Мира! Не наказывай эту женщину! Ведь кашерная жена — выполняет волю мужа. Конечно же, ее поведение угодно ее мужу, так за что же ее наказывать — за то, что она кашерная жена?..».
Как-то раз к раву Аарону Котляру обратился его ученик с вопросом.
— Мне хорошо известно, — начал он, — что гневливость — ужасное качество. Но существует на свете один человек, на которого я не могу не сердиться, уж слишком много скопилось у меня к нему претензий и обид. Это моя жена. Что Вы мне посоветуете?
— Есть у меня один хороший способ, — ответил ему рав Котляр. — Каждый день записывай два хороших качества своей жены в специальную тетрадь. Через месяц придешь, скажешь, что получилось.
— Я не думаю, что столько наберется, — засомневался ученик.
— А ты постарайся обращать внимание на все хорошее, что она делает, и записывай.
Ученик пришел через месяц. В руках он держал тетрадь.
— Ну, как успехи? — спросил рав.
— Все изменилось, — ответил ученик. — Раньше я видел в моей жене много недостатков. Теперь, когда передо мной моей же рукой записаны 60 ее хороших качеств, стало гораздо легче быть довольным и сдерживать свой гнев…
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его