Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота — противовес шести будним дням

«И не согласился Эдом позволить Израилю пройти через границу его…» (Бэмидбар 20, 21).

Группа хасидов прибыла в Шинаву к автору Диврэй Йехезкель. Рав спросил, как они добрались. Хасиды ответили, что шли пешком и каждый раз останавливались на ночлег в доме местного резника, в соответствии с обычаем. Только в одной деревне им пришлось искать постоялый двор, потому что резник отказался пустить их.

Услышал это цадик и запомнил.

Вскоре после этого пришли к нему люди из города, возле которого находилась упомянутая деревня, и попросили приехать к ним на субботу. Рав Йехезкель ответил согласием. Известие об этом быстро распространилось, и евреи со всей губернии устремились в город, чтобы провести субботу с цадиком, молиться и радоваться вместе с ним.

Среди приезжих был один человек, высокий, представительный, в одной руке — сумка с провизией, в другой — талит и тфиллин. Путь его лежал через эту деревню. Как принято, он спросил, где дом резника, и направился туда. Жена резника встретила его словами: «Сегодня четверг, резник обходит окрестные селения, режет кур на субботу».

«С вашего позволения, — сказал путник. — Я подожду его возвращения в амбаре».

Женщина заколебалась: «Мой муж не любит гостей, жалко, если вы потратите время на напрасное ожидание. Обратитесь к парнасу (главе общины), там вас достойно примут».

Однако путник стоял на своём: «Таков обычай — ночевать в доме резника. Я подожду его возвращения в амбаре».

Дверь закрылась, и он направился в амбар. Сел там на охапку соломы, достал книгу из мешочка, в котором были талит и тфиллин, и запел приятным голосом прекрасный нигун. Опустились сумерки, стало совсем темно, и тут неожиданно дверь амбара распахнулась.

«Что ты здесь делаешь? — загремел голос резника. — Вон отсюда, кто тебе позволил вторгаться!».

Приезжий встал. «Пожалуйста, — попросил он. — Если ты не готов принять меня в доме, разреши переночевать здесь, в амбаре».

«Разговор окончен», — упрямо ответил резник.

Приезжий понял, что больше ничего сделать нельзя, вышел за ворота, спросил, где живёт парнас, отправился к нему, где и был принят с почётом. Для него накрыли стол, приготовили постель, а утром он пошёл на молитву вместе с хозяином дома. Резник тоже был там, и все говорили о цадике, который приезжает в город. Все евреи, жившие в этой деревне, собирались на субботу в город и наняли подводу. Они охотно согласились взять с собой приветливого гостя.

Во время встречи субботы большая синагога была переполнена, люди толпились во дворе и на площади — там была слышна молитва цадика, подобная львиному рыку. После прочувствованной молитвы все стали подходить по очереди к Раву Йехезкелю — чтобы приветствовать его и услышать от него пожелание доброй субботы. Евреи из той деревни также встали в очередь. Когда очередь дошла до резника, он взглянул в лицо цадика — и упал в обморок.

Это был тот путник, которого он с позором выгнал со двора, не дал ему даже заночевать в амбаре!

Началась суматоха, на лицо резника побрызгали водой. С дрожью в коленях встал он на ноги, пристыженный и опозоренный. А Рав Йехезкель сказал: «Мне на самом деле трудно было поверить в то, что о тебе рассказывали, и я приехал лично проверить. К сожалению, выяснилось, что рассказы были верны… Ты, конечно, спросишь: что, всякий раз, когда я слышу, что еврей ведёт себя недостойно, я еду проверять? Конечно, нет. Но здесь — другое дело. Почему принято, чтобы резник предоставлял путникам ночлег? Потому что его ремесло может притупить в нём врождённое чувство жалости и сострадания. Сказано (Шабат 156а), что ремесло резника связано с Красной планетой (Марсом), планетой кровопролития. А милосердие — одно из основных свойств еврея. Этих свойств три: стыдливость, милосердие и склонность к добрым делам. И если, не дай Б-г, резник утратит еврейское милосердие и проникнет в его сердце жестокость Эсава, как мы сможем есть мясо, которое он продаёт? Ведь нам запрещено есть мясо скотины, зарезанной неевреем…» (Хулин 13а).

И добавил: «В нашей недельной главе, Хукат, есть намёк на это: “И не согласился Эдом позволить Израилю пройти через границу его; и обошёл его Израиль стороной (или: и отошёл от него Израиль)”». Если резник поддаётся влиянию Красной планеты и не позволяет еврею войти в свои пределы — не уравновешивает кровопролитие добрыми делами и гостеприимством, тогда «отходит от него Израиль» — уходит от него его еврейская сущность, милосердие, которое свойственно евреям».

Поучительный рассказ, но он не достигнет своей цели, если мы скажем себе: «Я не резник, и гостей из дому не выгоняю». У каждого из нас под давлением жизненных обстоятельств притупляются чувства и искажаются пропорции, поэтому наша обязанность — стоять на страже и заботиться о верности восприятия. Например: если шесть дней недели «тянут» к материальному — посвятим субботу укреплению связи с детьми, поучимся с ними. Пусть суббота вернёт нас — нам, нашей семье, нашей духовности, и восстановит утраченное равновесие (Мааян а-Шавуа).

Умножающий Тору — умножает жизнь

«Вот закон: если человек умрёт в шатре…» (Бэмидбар 19, 14).

Александр Македонский, великий завоеватель, спросил еврейских мудрецов: «Что должен сделать человек, чтобы жить?». Ответ их был удивительным: «Умереть».

Только Александр Македонский знал, что они имеют в виду, и только он знал, насколько это верно. Потому что он, Великий Александр, не знал покоя. С юности он хотел «жить», узнавать мир, завоёвывать страны, достигать, похищать, поглощать, властвовать. Ни единого дня покоя не было у него. Вся его жизнь была — войны, завоевания и победы. Только одного у него не было: душевного покоя. Тишины, спокойствия и удовлетворения. И, наконец, он «сдался» — умер от лихорадки где-то там, у границ Индии в возрасте… тридцати трёх лет.

«Что должен сделать человек, чтобы жить?» — спросил он. И ему ответили: остановиться на минуту, отключиться от всего, от дел, от напряжения, «закрыть уши» для внешнего мира, чтобы ощутить свой внутренний духовный мир. Выучить лист Гмары, послушать урок Торы — это будет час такого наслаждения, которое захватит его полностью. Мы знаем, что этот час подарит ему будущий мир. Но благодаря этому часу он станет также «человеком этого мира»…

Сказано в нашей недельной главе: «Вот закон: если человек умрёт в шатре…». Мудрецы истолковали этот стих так: Тора сохраняется только у того, кто умирает ради неё. Секрет в том, что тот, кто доводит себя до смерти ради Торы, жив ею и счастлив!

Это было в нашем поколении. Рабби из Ожрова заболел, и врачи установили, что у него крайнее переутомление. Он учился с утра до вечера с полной отдачей, хотя был слеп на один глаз, а второй глаз оставался зрячим только на 10%. Как можно учиться в таком состоянии?

Врачи прописали ему отдых и постельный режим.

Лежит рабби день, другой, и врачи с удивлением видят, что он слабеет всё больше. Он умолял, чтобы ему позволили зайти в ту комнату, где он учится, хотя бы ненадолго.

Ему позволили, он сел за стол, открыл книгу и — о, чудо! — силы вернулись и он начал учиться со всей страстью и сосредоточением.

«Неужели Вы не понимаете? — сказал он удивлённому врачу. — “Ведь в них — жизнь наша” — Тора для меня, как воздух».

«Ведь в них — жизнь наша» толкуется мудрецами так же, как стих Бэмидбар 19, 14 (Брахот 63 б): слова Торы сохраняются только у того, кто доводит себя до смерти ради них. Это толкование удивительно, ведь слова Торы — «жизнь для того, кто нашёл их» (Мишлей 4, 22), и «чем больше Торы, тем больше жизни» (Пиркей Авот 2, 7), и, вообще, сказано: «человек жив будет ими» (уставами и законами Всевышнего — Ваикра 18, 5), а не «умрёт из-за них» (Йома 85 б). Как же можно требовать, чтобы человек довёл себя до смерти ради Торы?

Автор Хафец Хаим поясняет это с помощью притчи. Жил один богач, у которого был огромный магазин, а в нём — все возможные виды товаров. Этот магазин приносил самые большие прибыли в его местечке и во всех окрестных. Люди толпами шли в магазин, платили и обогащали хозяина. Понятно, что он был всегда очень занят. Всегда спешил, никогда у него не было свободной минуты. О том, чтобы выделить время на изучение Торы, не было и речи. Но даже для общественной молитвы у него не находилось времени, он появлялся в синагоге во время Барху и убегал до Алейну.

Прошли годы, богач поседел и начал подводить итоги. Придёт время, когда его призовут в мир истины и ему придётся дать отчёт о своих делах в этом мире. Деньги с собой не заберёшь. С чем же он придёт туда? Решил он учиться каждый день по нескольку часов после молитвы, чтобы было, что взять с собой «в дорогу».

На следующий день после молитвы жена ждёт его дома, а он не приходит. Рабочие пришли спросить, где он. Магазин закрыт, покупатели стучат в ворота. Она в растерянности: такого никогда не было. Хозяйка передала рабочим ключи от магазина, чтобы открыли магазин и начали работать.

В десять часов хозяин пришёл. Лицо его светилось.

Жена спросила: «Где ты был до сих пор?».

«Был занят», — ответил он.

Бывает. Но на следующий день всё повторилось. Жена решила: пойду, посмотрю, кто это его задерживает. Пришла в бейт мидраш и увидела: муж спокойно сидит и учится.

Говорит: «Ты с ума сошёл? В магазине полно покупателей, продавцы перегружены, а хозяин делает себе шабат, сидит учится! Закрывай книгу и иди в магазин».

Ответил ей муж: «Удержись от гнева, жена моя. Скажи мне, пожалуйста, что бы ты сделала, если бы Ангел Смерти пришёл и позвал меня: “Пришёл твой час”…».

Перепугалась женщина: «Прекрати, ни слова об этом…».

Но он продолжал: «…и забрал бы мою душу. Что бы ты делала? Помогли бы тебе твои доводы, что в магазине полно покупателей и продавцам тяжело? Тогда представь себе, пожалуйста, что я умер. И не важно, что через два часа восстану из мёртвых и пойду смотреть, что делается в магазине!».

Сказал автор Хафец Хаим: об этом говорят: «Слова Торы сохраняются только у того, кто доводит себя до смерти ради них». Он должен «умереть» для всех других дел и использовать это время для изучения Торы (Сихот а-Хафец Хаим).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.