«Да благословит тебя Господь и охранит тебя!» (Бэмидбар 6, 24)
Автор Ва-ифтах Йосеф приводит толкование этого стиха: «Да благословит тебя Господь — деньгами, и охранит тебя — от причиняющих вред». И объясняет это с помощью одной истории из книги Нахалей Дваш.
В городе Пресбурге жил чрезвычайно богатый человек, который с блеском выполнял сказанное в Талмуде: «Богачи прижимисты» (Мнахот 86а). Он не только не давал денег на содержание знаменитой ешивы, но и распускал дурные слухи об учащихся. А чтобы оправдать себя и своё поведение, он отзывался о них пренебрежительно, говоря, что они «парни без греха» — бахурим бли хэт. Если слушатели воспринимали это как похвалу, он разъяснял: если из слова бахурим убрать букву хэт (звучит так же, как слово хэт — «грех»), получится бурим — «невежды», «неучи».
Рассказали об этом главе йешивы, рабби Моше Соферу, великому автору Хатам Софер, и он заключил: «Свой изъян не приписывай ближнему».
Ему ответили: «Но он не претендует на звание знатока Торы, он признаёт своё невежество».
Автор Хатам Софер объяснил: «Я имел в виду, что ему не хватает буквы хэт. Вместо того, чтобы быть махзик Тора (поддерживать Тору), он является мазик Тора (вредит Торе) и позорит тех, кто её изучает».
Поэтому если благословил тебя Господь деньгами, научись давать цдаку и поддерживать Тору, тогда Он охранит тебя от причиняющих вред и от того, чтобы самому причинять вред Торе. Тогда тебя будут называть махзик Тора, а не мезик Тора.
А вот история про другого богача.
Очень богатым человеком был рабби Моше Пиджото из Арам Цовы (Алеппо). Он поддерживал Тору, сам был знатоком Торы, человеком богобоязненным и праведным во всех своих делах. Одновременно он был удачливым бизнесменом, ввозил дорогие товары из-за моря и продавал их с большой выгодой, что и стало источником его богатства.
Насколько он полагался на Всевышнего, ясно из следующего: все торговцы города страховали свои товары в страховых компаниях, а рабби Моше отдавал сумму, равную стоимости страховки, талмидэй-хахамим, говоря, что эта заслуга защитит и спасёт его, и он в любом случае будет в выигрыше.
Однажды он отправился в заморские страны, чтобы лично посмотреть товар и закупить то, что потребуется. На обратном пути началась буря, корабль то поднимался к небесам, то падал в бездну, огромные волны с шумом разбивались о палубу: крушение было близко. Капитан приказал выбросить товар в море, чтобы уменьшить нагрузку, чтобы корабль не утонул. Матросы поспешили выполнить приказ. Рабби Моше с тоской смотрит, как его имущество уничтожают на его глазах. С болью в душе он думает: «Если бы я застраховал товар, я бы не потерял такую сумму… Но сделанного не воротишь, ой, какой убыток!».
Неожиданно буря стихла. Море успокоилось, морская гладь стала, как зеркало. И — удивительно! — ящики с товаром, которые выбросили за борт, плавали вокруг корабля, как бы ожидая, что их выловят. Капитан приказал спустить шлюпки, и матросы вытащили товар. Рабби Моше не потерял ничего. И возблагодарил Всевышнего «за милосердие Его и за чудеса Его — пред сынами человеческими» (см. Тэилим 107).
По возвращении он велел своему слуге пригласить мудрецов города к нему домой. Когда они сели за стол, он разулся перед ними и сел в отдалении, как отлучённый. В горе и раскаянии рассказал: когда товар бросили в море, он усомнился во Всевышнем и пожалел, что отдал мудрецам сумму, равную стоимости страховки. Поэтому он принял на себя отлучение и просит мудрецов снять его. Затем он принял на себя «раскаяние противовеса» и удвоил помощь изучающим Тору (Авотэйну сипру лану, Ли-кдошим ашер ба-Арец).
Пророк Элиягу и плотник
«Да озарит тебя Господь лицом Своим и помилует тебя!» (Бэмидбар 6, 25)
В Мидраше (Танхума Ва-йелех 12) приводится следующий рассказ: пророк Элиягу встретил охотника. Человек необразованный, неграмотный, тот проводил свои дни, прядя верёвки из льна, плетя сети, роя ямы, расставляя капканы, а ночи — в засаде, в ожидании добычи. Человек простой, наивный и прямой, живущий трудом рук своих. Элиягу обратился к нему со странным вопросом: «Почему ты не учишь Тору?».
Звучит неожиданно. Так подумал и охотник. Он — и изучение Торы??? Тора ведь дана раввинам, а он… человек простой. Молится, налагает тфиллин, соблюдает субботу, кашрут, семейную чистоту. Что ещё от него хотят?
Но пророк Элиягу не оставляет его в покое: «Почему ты не учишь Тору?».
«Понимания не дано мне с Небес», — отвечает охотник. Учить Тору это рассуждать, входить в тонкости, задавать трудные вопросы, находить на них ответ. «Нет у меня головы на это»…
Конечно, охотник был неправ. Учить Тору — это и ходить на уроки Торы, узнать ещё один мидраш, ещё один стих, ещё одну мишну. Каждый «кусочек» — богатство! Но так обстоят дела сегодня, когда есть множество уроков Торы, книги для читателей любого уровня, диски. А в те времена Устную Тору передавали действительно из уст в уста, её знали наизусть и «наизусть» же изучали. Охотник полагал, что не создан для этого. Способностей нет, памяти тоже.
Тогда Элиягу спросил его: «А кто научил тебя прясть нити и плести сети? Кто рассказал тебе о повадках животных? Кто научил тебя рыть ямы и расставлять капканы, кто научил тебя искусно их маскировать?»
А-а, это… «На это мне дано понимание с Небес».
Сказал ему Элиягу: «Пусть услышат твои уши то, что говорят твои уста. Добывать пропитание дана тебе мудрость, а заняться собственной душой — не дана?! Обеспечивать свои потребности в этом мире — преходящие, о которых и не вспомнишь — тебе помогают, а добиться вечной жизни в будущем мире — не помогут?!».
Что имел в виду пророк Элиягу, что ему было нужно от этого хорошего еврея?
Он хотел открыть ему глаза на простую вещь: существует тысяча видов добыть себе пропитание, и у каждого свой путь. Один купец, другой лавочник, один земледелец, другой охотник. Охота — простое ремесло, занимаясь им, не станешь миллионером. Охотник — не учёный, не подрядчик, но заработать на хлеб можно, и ему этого хватает.
Так и с Торой.
Есть «учёные» в Торе, которые открывают глубокое новое понимание и строят духовные миры. О них сказано в книге Зоар (1, 4—2): «Рабби Шимон бар-Йохай начал своё толкование со стиха: “И Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить Небеса и основать землю…” (Йешаягу 51, 16). Насколько же важно учить Тору днём и ночью! Ведь Всевышний слушает голос изучающих Тору, и с каждым новым пониманием возникает новое небо. Как мы учили: когда человек находит новое понимание слов Торы, он поднимается и оказывается пред Всевышним, и Всевышний целует его и увенчивает семьюдесятью венцами, и возникает благодаря ему новое небо, как сказано “небеса новые”, и прибавляется к ним часть в райском саду, которая называется “земля новая” (Йешаягу 66, 22)».
Есть «подрядчики» в Торе, это главы йешив, строящие храмы Торы. Они становятся чрезвычайно «богатыми» — многочисленными заслугами, это просто «миллионеры». Но нужно же человеку на что-то жить, поэтому есть и «охотники», добывающие себе духовный хлеб простой работой, ограничиваясь только «хлебом»: они произносят главу из Тэилим, понимая, что произносят (есть Тэилим Мевоар, где объясняется каждое слово). Учат Хок лэ-Исраэль —«программу», составленную рабейну Хаимом Виталем, где приводятся отрывки для изучения на все дни года: каждый день — по отрывку из Торы, Мишны, Закона, Агады и книги Зоар. Есть Эйн Яаков — агадот из Гмары с объяснением. Есть Ялкут Мэ-ам лоэз. Да всё есть! Мишна Брура, Бен-Иш-Хай, Кицур Шулхан Арух. Недостатка нет…
Сказал раби Исраэль Салантер: «Тора никогда не бывает слишком малой даже для самого великого мудреца в Израиле, и никогда не бывает слишком большой — даже для самого малого человека в Израиле». Как о пропитании мы не скажем: «Всё или ничего», а попытаемся приносить в дом заработок по мере возможного, так и с Торой. Будем учить, сколько сможем. Ведь говорит мишна: «Один учит больше, другой меньше, лишь бы сердце своё направлял к Небесам» (Брахот 17а).
И ещё: как мы стремимся к богатству, не удовлетворяясь достигнутым — «у кого есть сто, хочет двести», так надо стремиться и к духовному. Как истолковали стих в книге Коэлет (5, 9): «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами…» — кто любит заповеди, не насытится заповедями и будет всегда стремиться выполнить ещё…
О сходстве между материальной и духовной пищей сказано в нашей недельной главе: «Да благословит тебя Господь (деньгами) и охранит тебя (от грабителей)!». Замечательное благословение! Кто же не хочет разбогатеть? Дальше — о духовной пище: «Да озарит тебя Господь лицом Своим (Торой)», чтобы поднимались мы и постигали в Торе всё больше (Мааян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его