Темы: Недельная глава, Пкудей, Ваякель, Оцарот
«…смотрите, Господь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды»
Как написано в предыдущей недельной главе (Ки тиса), Всевышний сказал Моше, что работами по изготовлению переносного Храма (Мишкана) и всей его утвари будет руководить Бецалель сын Ури (см. Шмот 31:1–5), которому были даны для этого соответствующие способности. В нашей главе (Ваякель) Моше сообщает об этом евреям так: «…смотрите, Г-сподь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды. И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством» (Шмот 35:30–31).
Рабби Моше Файнштейн указал, что выражение кара а-Шем («Господь призвал») употребляется обычно, когда речь идёт о пророчестве. А ведь Бецалель не был пророком. Объясняет это рабби Моше Файнштейн так: в пророчестве явно открывается воля Всевышнего. Но как существует прямое выражение Его воли, так существует и «косвенное»: «И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством» (там же, 31).
Таланты, которые человек находит в себе, — как призыв свыше осуществить их и использовать для увеличения Славы Небес и строительства Мишкана. Как для строительства своего внутреннего мишкана — где сможет обитать Шхина, так и для создания места для Шхины в мире, распространения Торы и страха перед Всевышним и освящения Имени Небес во всех областях жизни. Потому что «Каждого, названного именем Моим… во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (Йешая 43, 7). Всё создано для прославления Имени Небес.
Человек знает свои силы, осознаёт способности. Он должен спросить себя: использую ли я все свои таланты для прославления Имени Небес, для того, чтобы помочь людям подняться, для распространения Торы?
Есть понятие тшуват а-мишкаль, можно перевести как «раскаяние противовеса». Источник этого выражения — в мидраше: «Если совершил ты воз грехов, соверши в противовес им воз мицвот». Похожий совет даёт мудрец Бава бен-Бута царю Гордусу: «Ты погасил свет мира (уничтожив мудрецов), займись (теперь возвращением) света в мир (построив Храм)». Подобно этому, когда Хава «погасила свет мира» — вкусила от древа познания добра и зла, накормила его плодами Адама и привела, таким образом, смерть в мир, — ей была дана мицва зажигать субботние свечи.
Так же толкуют начало нашего недельного раздела. Создавая золотого тельца, народ не дождался Моше-рабейну, не послушал указаний Хура и не спросил совета Аарона. Теперь, «в противовес», Моше-рабейну должен собрать народ, чтобы слушал его.
О «раскаянии противовеса» речь идёт и в следующем рассказе, который может помочь каждому припомнить и оценить свои действия.
В Израиле работает сегодня один аврех, талмид-хахам. Он без устали переезжает с места на место, выступает, говорит с людьми, убеждает и записывает детей в религиозные школы и детские сады. Он не знает отдыха. Мы встретились с ним на этой неделе и спросили, в чём секрет его энергии. Он ответил: «Это моё раскаяние».
«Раскаяние? В чём?» И он рассказал нам:
«Много лет назад я также занимался записью детей в религиозные школы. Затем стал преподавать. Около года назад, перед Йом-Кипуром, меня пригласили прочесть лекцию в тюрьме — в рамках “кампании за пробуждение”, которую проводила администрация тюрем. Все внимательно слушали, а один заключённый не сводил с меня взгляда. Когда я закончил лекцию, он встал и спросил: “Уважаемый рав помнит меня? ”»
«Я посмотрел на него, но не вспомнил».
«А он продолжил: “Зато я вас помню. Я учился в школе, когда вы пришли поговорить с нами об учёбе в йешиве. Я даже помню, что у вас была белая сусита (машина израильского производства)… ”»
«Это было правдой. Я вспомнил, что выступал там и не особенно преуспел…»
«Тогда этот парень закричал: “Вы, уважаемый рав, виноваты в том, что я сейчас здесь, преступник и заключённый. Вы виноваты! Почему? А потому что говорили с нами аптечными словами, осторожно. Говорили о свете и сиянии вместо того, чтобы дать по башке, предостеречь от того, что ожидает на той стороне. Вы виноваты, рабби, из-за вас я здесь”».
«Что вам сказать? Его слова вонзились в моё сердце, как стрела. С тех пор не могу успокоиться. Кто знает, если бы я был более решителен, более воодушевлён, проявил большую настойчивость, — может, этот парень и другие, подобные ему, жили бы сегодня нормальной жизнью, счастливой, у них были бы хорошие семьи. Они были бы евреями, живущими в мире со своей верой и выбором. А не докатились бы до тюрьмы».
«Я спросил своего рава, чем это можно искупить, и он посоветовал мне “раскаяние противовеса”. Поэтому я начал со всей энергией заниматься записью детей в школы и детские сады. И молюсь, чтобы Всевышний простил мои ошибки».
И надо помнить каждому человеку Торы и всем, преданным слову Всевышнего: не было ещё такого поколения, как сейчас, когда возможны буквально чудеса в деле возвращения евреев к Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский