В период между праздником Песах и Шавуот мы «отсчитываем омер» — как заповедано в недельной главе Эмор. Это время также известно как траурное — именно в эти недели умерли 24000 учеников Раби Акивы. Их жизни унесла эпидемия, которая поразила их за то, что они недостаточно уважали друг друга. Поэтому во время «отсчета омера» мы особенно уделяем внимание заповеди «люби ближнего как самого себя».
Рассказывал Любавичский ребе:
«Как-то раз я спросил у отца: “Почему Ашем сотворил человеку два глаза? Вполне достаточно, чтобы был один, как рот или нос”. Отец спросил меня в ответ (у евреев часто отвечают вопросом на вопрос): “Ты знаешь алеф-бет (еврейскую азбуку)?” Я ответил утвердительно. Тогда он снова спросил: “Какая разница между правой буквой шин и левой?” Я ответил: “У правого шин точка справа, а у левого — слева. С этой буквы начинается слово син-а — ненависть”.
Отец кивнул: “Есть в мире вещи, на которые нужно смотреть правым глазом — с любовью и доброжелательностью. А есть вещи, на которые нужно смотреть левым глазом — отстраненно, равнодушно, недоброжелательно. Вот, например, на конфеты желательно смотреть левым глазом, а на евреев — правым”.
Тогда я понял принцип любви к народу Израиля. Просто не видеть дурной стороны, как одноглазый, который не видит ничего со стороны слепого глаза. Смотреть только на хорошее, доброе и светлое, что есть в человеке, кем бы он ни был.
Как раби Леви Ицхак из Бердичева. Как-то утром, после молитвы Шахарит, он увидел во дворе синагоги извозчика, который решил совместить чистку лошади и утреннюю молитву. Надев талит и тфилин, он счищал грязь с подков и боков коня. Недопустимое поведение! Но раби Леви Ицхак воскликнул: “Смотри, Творец Вселенной, как любит тебя твой народ — еврей молится, даже когда чистит лошадь!”»
Любить каждого возможно, если смотреть только на положительные его качества, искать в нем добро и красоту. В этом корень всех заповедей, относящихся к отношениям между людьми.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ашер Кушнир
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Михаэль Солганик
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элияу Тавгер
Рав Игаль Полищук,
из цикла «Тшува — раскаяние»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.