Темы: Табак, Хасидские рассказы, Хасидут, Раби Леви-Ицхак из Бердичева
Это случилось накануне Песаха, после того, как истекло время сжигания квасного. Раби Леви-Ицхак из Бердичева, который славился, среди прочего, своей беззаветной любовью к народу Израиля, позвал к себе своего шамаша и попросил его: «Найди и принеси мне, пожалуйста, табаку».
Надо сказать, что продажа табака в то время была монополизирована государством, частным лицам было запрещено продавать его под страхом тюремного заключения. Однако во все времена находились рисковые люди, приторговывавшие контрабандным товаром. Но тайно, конечно.
Шамаш отправился на поиски, и не прошло и четверти часа, как он принес раву полную табакерку.
«Отлично, — потер руки раби Леви-Ицхак. — А теперь добудь-ка ты мне хамеца».
«Хамеца?!! — поразился шамаш. — Откуда?! Время сжигания хамеца уже истекло!!»
«А ты поищи хорошенько, это просто жизненно необходимо!», — велел рав, и шамаш не рискнул ослушаться.
Он вернулся через час, утирая пот со лба.
«Не нашел», — отчитался верный помощник. «Иди и ищи, — строго велел раби Леви-Ицхак. — Переверни вверх дном весь город, но найди хотя бы немножко!»
Прошел еще час, и еще два — во всех домах шла подготовка к Пасхальному Седеру, и просьба шамаша найти хамец вызывала у людей крайнее изумление. Однако после его настоятельных просьб и объяснений, что это необходимо для раби Леви-Ицхака, хозяйки все-таки предпринимали попытки найти хамец в своих вычищенных до блеска домах. Попытки были безуспешными. Хамец не нашли. Шамаш вернулся к раву с пустыми руками.
«Нету, — выдохнул он. — Нигде, ни в одном доме, ни крошки…»
Радость осветила лицо рава. Он воздел руки к небесам и воскликнул:
«Взгляни, Властелин Вселенной, как слушаются тебя твои дети! Царь из плоти и крови издает законы и расставляет надсмотрщиков, чтобы соблюдали его запреты, но взгляни, как легко найти запрещенный табак! Много веков назад ты повелел уничтожать хамец перед праздником Песах, и теперь в домах евреев нет ни крошки квасного, хоть нет над ними надсмотрщиков! Так будь милосерден и терпелив к своему народу, который так любит и боится Тебя!!»
Наше существование сверхъестественно. По всем законам, природным и социальным, мы давно должны были исчезнуть. Народы-сверстники давно сгинули, а народ, который держится за Древо Жизни — за Тору и ее заповеди, жив. Да удостоимся мы увидеть приход Машиаха уже в канун этого Песаха!
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его