Темы: Табак, Хасидские рассказы, Хасидут, Раби Леви-Ицхак из Бердичева
Это случилось накануне Песаха, после того, как истекло время сжигания квасного. Раби Леви-Ицхак из Бердичева, который славился, среди прочего, своей беззаветной любовью к народу Израиля, позвал к себе своего шамаша и попросил его: «Найди и принеси мне, пожалуйста, табаку».
Надо сказать, что продажа табака в то время была монополизирована государством, частным лицам было запрещено продавать его под страхом тюремного заключения. Однако во все времена находились рисковые люди, приторговывавшие контрабандным товаром. Но тайно, конечно.
Шамаш отправился на поиски, и не прошло и четверти часа, как он принес раву полную табакерку.
«Отлично, — потер руки раби Леви-Ицхак. — А теперь добудь-ка ты мне хамеца».
«Хамеца?!! — поразился шамаш. — Откуда?! Время сжигания хамеца уже истекло!!»
«А ты поищи хорошенько, это просто жизненно необходимо!», — велел рав, и шамаш не рискнул ослушаться.
Он вернулся через час, утирая пот со лба.
«Не нашел», — отчитался верный помощник. «Иди и ищи, — строго велел раби Леви-Ицхак. — Переверни вверх дном весь город, но найди хотя бы немножко!»
Прошел еще час, и еще два — во всех домах шла подготовка к Пасхальному Седеру, и просьба шамаша найти хамец вызывала у людей крайнее изумление. Однако после его настоятельных просьб и объяснений, что это необходимо для раби Леви-Ицхака, хозяйки все-таки предпринимали попытки найти хамец в своих вычищенных до блеска домах. Попытки были безуспешными. Хамец не нашли. Шамаш вернулся к раву с пустыми руками.
«Нету, — выдохнул он. — Нигде, ни в одном доме, ни крошки…»
Радость осветила лицо рава. Он воздел руки к небесам и воскликнул:
«Взгляни, Властелин Вселенной, как слушаются тебя твои дети! Царь из плоти и крови издает законы и расставляет надсмотрщиков, чтобы соблюдали его запреты, но взгляни, как легко найти запрещенный табак! Много веков назад ты повелел уничтожать хамец перед праздником Песах, и теперь в домах евреев нет ни крошки квасного, хоть нет над ними надсмотрщиков! Так будь милосерден и терпелив к своему народу, который так любит и боится Тебя!!»
Наше существование сверхъестественно. По всем законам, природным и социальным, мы давно должны были исчезнуть. Народы-сверстники давно сгинули, а народ, который держится за Древо Жизни — за Тору и ее заповеди, жив. Да удостоимся мы увидеть приход Машиаха уже в канун этого Песаха!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ