Темы: Бемидбар, Оцарот, Шхина, Чтение для детей, Рассказы
«И Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в Шатре Соборном…» (Бемидбар 1:1).
Сказали наши учителя (Торат Коаним[i]): каким Моше Рабейну поднимался на гору Синай, таким и входил в любое время в Шатер Откровения, так как он сам стал «колесницей для Шхины[ii]» — благодаря скромности своей.
В народе Израиля есть обычай украшать синагоги и дома ветками деревьев, зеленью и цветами к празднику Шавуот. Почему мы украшаем синагоги, понятно: ведь это место Торы и богобоязненности. Как гора Синай покрылась цветами в тот день, так расцветают и синагоги, когда мы празднуем дарование Торы.
Но зачем украшать свои дома и квартиры?
Дело в том, что наши дома — также обитель Шхины! Они тоже подобны горе Синай… Как сказано: «Если мужчина и женщина удостоятся, — Шхина пребывает между ними» (Сота 17а)[iii]. А благодаря чему мы удостаиваемся Шхины в доме? Благодаря истинной скромности и взаимным уступкам. Всякое упрямство проистекает из гордости, а способность уступить — из скромности.
Когда упрямство торжествует, «огонь поедает» нас, не дай Б-г. И это не огонь, пылавший на Синае, не тот, который пришел Свыше, а огонь соперничества и раздора — пламя Геинома (ада).
Постараемся же превратить наши дома в место Шхины, в цветущий райский сад, в источник света — с помощью скромности и уступчивости. Откроем новую страницу, сотрем прошлые обиды, «вооружимся» приветливостью, терпением и снисхождением… (Иш лэ-Рээу)
Ниже — рассказ, который поможет нам ощутить силу уступчивости:
Я — первенец в семье, старший ребенок, сделал своих родителей «папой» и «мамой». У меня всегда была новая коляска, новая одежда — потому что не за кем было донашивать. Завидуете?
А вот не стоит… Я всегда чувствовал, что мой младший брат, по существу, — старше меня. Он был способнее и прилежнее, его принимали в более престижные ешивы, он был популярен среди сверстников и доставлял родителям только нахат (родительскую радость). А я — обычный, рядовой парень…
Когда я достиг возраста шидухим (знакомств с целью брака), шадханы («свахи») предлагали мне очень мало вариантов, часть из них были просто оскорбительными, а хорошие предложения на том или ином этапе сходили с повестки дня. Так прошли два нелегких для меня года, а избавления всё не было видно на горизонте.
Однажды, когда я был на каникулах, папе позвонили. Было слышно, как он отвечает: «А, спасибо большое, он еще не выходит на знакомства, у него еще старший брат не женат». «То, чего опасался я, пришло ко мне!» (см. Ийов 3:25).
Когда такая ситуация повторилась несколько раз, я понял, что «задерживаю очередь», мешаю младшему брату выйти на шидух.
Стал думать: должен ли я «уступить дорогу» брату? Но был неспособен ответить себе на этот вопрос. Чтобы младший и здесь перегнал меня?! Это уже слишком, вот этого позора я уже не перенесу.
Но, с другой стороны, меня мучила совесть. Неужели я помешаю брату сейчас строить семью, только чтобы спасти свою «растоптанную гордость»? Почему он должен ждать неизвестно сколько из-за меня? Так я долго колебался, немало ночей провел без сна. Трудно было сделать практический шаг в правильном направлении…
Однажды ночью я вдруг вспомнил высказывание, которое часто повторял рав гаон Штейнман[iv], да будет благословенна память о праведнике: «Молод я был и состарился, но не видел, чтобы уступивший проиграл (от своей уступки)» (см. Тэилим 37:25).
Вот тут я почувствовал в себе силы принять правильное решение. Решил переступить через себя и свою гордость, веря, что не проиграю от этого.
Утром сообщил маме, что младший брат может выходить на шидухим. Мама была взволнована и растрогана, чтобы не сказать поражена, но не спешила отвергать эту идею. Похоже, она ждала этого решения.
Она сказала, насколько это благородно с моей стороны, поблагодарила и от всей души благословила меня: чтобы в награду за эту уступчивость Всевышний вскоре послал бы мне самый лучший шидух.
Это благословение, кажется, тоже перешло к младшему брату: через несколько месяцев у него состоялась помолвка. В доме началась карусель свадебных приготовлений, а я остался где-то там позади…
Конечно, я вытеснял эти чувства, радовался и танцевал вместе со всеми. «(Скорбь праведника в сердце его), а радость — на лице его» (Ховот а-Левавот, Шаар а-Пришут 4). Но внутренне я был сломлен, даже раздавлен. Каждое пожелание «Дай Б-г, чтобы вскоре и у тебя (была свадьба)» усиливало мое ощущение позора…
Ну вот, я уступил, ощущаю себя бесконечно униженным, а где же выигрыш? Конечно, как уже было сказано, я тут же подавлял эти мысли и чувства. Напоминал себя вновь и вновь, что сделал великое дело. Обещание, что мы «не проиграем», дает нам силу уступить. Но, уступив, мы не должны сожалеть об этом, не дай Б-г.
Нельзя сожалеть о добре, которое сделал. Но почему же всё-таки избавление не приходит? Что ж, мы не можем знать расчеты Небес…
Через полгода после свадьбы брата мне предложили познакомиться с удивительной девушкой, таких предложений раньше никогда не было. Всё сразу «завертелось» и устроилось самым лучшим образом. Вскоре мы праздновали помолвку с девушкой, лучше которой уже и быть не могло.
«Ворт» (помолвку) организовали в доме невесты. Гости входили один за другим, желали нам «Мазаль тов». Я был самым взволнованным и счастливым из людей.
Вдруг слышу, моя мама торжественно произносит: «Добро пожаловать, дорогая шадханит (сваха)!» До этого момента я и не интересовался, кто нас сосватал. И вдруг вижу… это моя невестка, жена младшего брата! Всё. Каждое последующее слово будет лишним… (Иш лэ-Рээу, Меа у-Шнаим Сипурим)
Рав Аарон-Йеуда-Лейб Штейнман (5673-5778 / 1913-2017, Литва-Белоруссия, Швейцария, Израиль). Один из глав литовского еврейства Торы. К нему обращались лидеры всех еврейских общин мира, чтобы услышать практические советы, разрешить споры, за разъяснением трудных вопросов еврейского Закона и во многих других случаях.
[i] Торат Коаним — «Законы для коэнов» (также Сифра или Сифра дэ-бэй Рав) — мидраш-галаха (толкование законодательной части Торы). Представляет собой сборник толкований законов, приводимых в книге Ваикра, составлен учениками раби Акивы
[ii]Шхина (שכינה) — «Б-жественное присутствие». Слово образовано от корня шин-хаф-нун (שכן), значение которого: «обитать», «находиться», «пребывать», «проживать». В любом случае подразумевается некое постоянство, а не временное или случайное состояние.
В Письменной Торе это слово обычно обозначает явное раскрытие Творца в рамках этого мира. А в Торе Устной (Талмуде, мидрашах и каббалистических источниках) оно используется в более широком смысле и выражает саму связь Творца с Творением, Его скрытое присутствие в нем, даже когда человек его не ощущает явственно.
[iii] В самих словах «мужчина» (איש) и «женщина» (אשה) присутствуют буквы йуд (י) и hэй (ה), составляющие Имя Всевышнего. Когда муж и жена относятся друг к другу с любовью и уважением, соблюдают святость и чистоту в супружеских отношениях, в их доме пребывает Шхина, в семье счастье и благоденствие. Далее там же (Сота 17а) сказано: «А если не удостоятся — огонь пожирает их!» Если убрать буквы йуд и hей из слов «муж» и «жена», останутся буквы алеф и шин, составляющие слово «огонь» (אש). Это огонь гнева, зависти и т.д.
[iv] Рав Аарон-Йеуда-Лейб Штейнман (5673-5778 / 1913-2017, Литва-Белоруссия, Швейцария, Израиль). Один из глав литовского еврейства Торы. К нему обращались лидеры всех еврейских общин мира, чтобы услышать практические советы, разрешить споры, за разъяснением трудных вопросов еврейского Закона и во многих других случаях.
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы