Темы: Эльхонон-Буним Вассерман, Иосиф, Ваешев, Оцарот, Холокост, Освящение Имени Всевышнего
«И возвратил начальника виночерпиев на должность виночерпия… А начальника пекарей он повесил, как истолковал им Йосеф» (Берешит 40:21, 22).
Мы видим, что Йосеф правильно истолковал сновидения царедворцев фараона — начальника виночерпиев и начальника пекарей. Он увидел, что первого из них вернут на прежнюю должность, а второго повесят…
Но какой намек на подобный исход Йосеф нашел в сновидениях этих двоих египтян?
Ответ нам помогут понять следующие истории.
Когда Рав из Поневежа, гаон раби Йосеф Каанман[i], на склоне лет перенес тяжелую операцию и его состояние было очень тяжелым, он изложил одному из тех, кто с ним работал, свои грандиозные планы: основать новые ешивы кроме уже созданной им знаменитой ешиве Поневеж в Бней-Браке.
— Как вы в таком состоянии думаете о том, чтобы взвалить на себя дополнительное бремя? — удивился его собеседник.
Рав из Поневежа ответил так:
— Расскажу тебе историю, которая случилась с раби Элимелехом из Лиженска[ii], автором книги «Ноам Элимелех». Когда раби Элимелеху было двадцать лет, его свалил тяжелый недуг. И все его близкие и родственники были убеждены, что ему уже не подняться (да спасет нас Милосердный). Но к их удивлению и радости раби Элимелех исцелился и вернулся к полному здоровью, а затем прожил еще много лет.
Через много лет, когда его спросили, благодаря чему ему удалось спастись от болезни, раби Элимелех ответил, что всю жизнь имел обыкновение ставить себе всё новые задачи, чтобы преумножить славу Имени Б-га.
Так это и происходит: когда еврей решает действовать и совершить какие-то важные шаги ради Творца, Свыше ему даруют жизнь, чтобы он мог свои осуществить планы.
— Поэтому, — закончил свою речь Рав из Поневежа, — я стараюсь поступать так же. Именно сейчас, когда я слаб и болен, ищу возможность принять новые решения — действовать во славу Торы и тех, кто ее изучает, как действовал все свои дни, с надеждой, что Творец удостоит меня выполнить эти решения и реализовать планы.
Такова наша первая история. А вот вторая:
Гаон раби Моше Файнштейн[iii] отдавал всё свое время тому, чтобы обучать евреев Галахе (еврейскому Закону). Он никогда не отдыхал и не отказывался отвечать на их вопросы.
Даже в самые напряженные моменты, накануне субботы перед самым закатом или по возвращении с еженедельного урока, когда у него уже практически не оставалось сил, раби Моше не отказывал еврею, желавшему услышать от него ответ на галахический вопрос.
— Сколько вы можете отдавать? Сколько можете жертвовать? — спрашивали раби Моше те, кто с ним работал. Его ответ всегда был однозначным:
— Сколько?! Безгранично и бесконечно! Всю свою жизнь я готов отдать, чтобы обучать евреев Галахе! В этом моя миссия. Такова моя должность в этом мире, и пока душа пребывает во мне, я буду и дальше исполнять эту должность наилучшим образом!
Однако настал день, когда силы раби Моше иссякли. Он прошептал своему зятю, стоявшему рядом:
— У меня больше нет сил… Я не могу больше принимать решения, каков Закон в том или ином случае…
Собственно, это и был последний день его жизни. В тот же день его душа отлетела к Небесным чертогам…
Эти два коротких рассказа свидетельствуют: жизнь человека отмеряется так, чтобы ее хватило на исполнение предназначения, которое дано ему Б-жественным Провидением.
Пока он способен выполнять предназначение, ему даются силы и средства для этого. Но если он уже не способен работать ради выполнения своей жизненной миссии, то нет и смысла давать ему «инструменты» для этого. И у него всё отбирают…
Теперь нам легче будет понять и ответ на наш вопрос, который дал раби Эльханан Вассерман[iv]:
«В своем сне начальник виночерпиев проявил себя как человек действия. Всё сновидение вращалось вокруг практических действий, которые он совершал: брал виноград, выдавливал сок, протягивал чашу фараону. Из сна было ясно, что у начальника виночерпиев всё еще остается миссия в этом мире. Йосеф сделал вывод, что у этого человека пока не отнимут жизнь и он вернется к своей прежней деятельности.
С другой стороны, начальник пекарей в своем сновидении был совершенно пассивен. Сон также был о нем самом, но он не играл в нем активной роли. Птица ела из корзины, которая была у него на голове, сам же он не делал ничего.
Отсюда Йосеф сделал вывод, что миссия начальника пекарей завершена, а, значит, нет оснований продлевать его жизнь. За этим последовал вывод, что фараон казнит его, что и случилось». (Лэламедха)
[i] Раби Йосеф-Шломо Каанман (Поневежский раввин, а-Поновичер Ров, 5648-5629 / 1888-1969, Литва, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава Поневежской ешивы до Катастрофы, основатель ешиват Поневеж в Израиле после Катастрофы, первый глава Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы); в 1923-1925 был членом Литовского Сейма от «Агудат Исраэль».
[ii] Раби Элимелех бар-Элиэзер-Липа Вайсблюм (раби Элимелех из Лиженска; Ноам Элимелех; 5477-5547 / 1717-1787) — духовный лидер хасидского движения в Галиции. Книга «Ноам Элимелех» содержит его толкования Пятикнижия. В ней он изложил учение о «цадике» (праведнике). Он писал, что Б-жественное воздействие «приходит в этот мир, в основном, через великих праведников… всегда соединенных с высшими мирами». Так он толкует стих Торы «И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его» (Шмот 14:31): евреи «прилепились» к Моше и пребывали в тот момент как бы на его уровне. Благодаря этому они смогли получить Тору.
[iii] Раби Моше бар-Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655-5746 /1895-1986, Белоруссия — США) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[iv] Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 / 1875-1941, Литва, Белоруссия, Польша) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. В 1937 он написал статью «Перед приходом Машиаха», где рисовал трагическую картину духовного разложения еврейского большинства, «служащего демократии, социализму, коммунизму и прочим “измам”, в изобилии посыпавшимся на наше поколение». Даже Святая Земля, призванная стать оплотом духовного возрождения, «заселяется отступниками, намеренно гневящими Б-га». Эта ситуация, по мнению рава Вассермана, чревата для народа невиданной катастрофой…
По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, когда литовские полицейские в 1941 году вели рава Вассермана и его студентов к месту «ликвидации», рав разъяснял евреям смысл заповеди «Кидуш а-Шем» — освящения Имени Б-га: «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта (места “ликвидации”) рукой подать. Мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах».
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его