«И когда зашло солнце и наступила тьма, и вот, печь дымящаяся и пламя огня, который прошел меж тех частей» (Берешит 15:17). В мидраше (Берешит Рабба 44:21), толкуя этот стих, наши святые мудрецы открывают, что Всевышний показал Аврааму рабство его потомков в других царствах, а также Ад.
Всевышний дал Аврааму выбрать, какая из этих кар обрушится на его потомков, если те согрешат. Авраам размышлял весь день, какой из вариантов предпочесть, пока Сам Творец не сказал ему, что лучше выбрать рабство.
На первый взгляд это кажется удивительным. Если Всевышний предоставил выбор, то, видимо, обе кары равноценны. Иначе — как можно их ставить на одну ступень? А если они равноценны, то почему Всевышний в итоге сказал, что правильнее выбрать рабство в чужих странах?
Ответ нам поможет понять следующая история.
У раби Йосефа-Хаима Зоненфельда[i]был обычай каждый раз накануне субботы обходить дома всех бедняков Иерусалима, желать им хорошей субботы и ободрять их. В одном из домов, куда он обычно заглядывал, жила Инда — одинокая вдова, которой было более ста лет.
Она жила в маленьком подвале, который «домом» можно было назвать только условно. Жизнь научила ее страданиям. Когда где-то там, в изгнании, умер ее муж, она поднялась в Землю Израиля, оставив свою семью, и с тех пор жила в этом подвале — уже десятки лет.
Обычно визит иерусалимского гаона был очень кратким, он заходил к Инде и говорил: «Гут шабес, госпожа». Затем спрашивал, всё ли в порядке, и продолжал свой путь. Но в этот раз всё было по-другому. Когда он направился к выходу, Инда окликнула его:
— Раби, пожалуйста, благословите меня!
Рав Йосеф-Хаим, естественно, не отказался. Улыбаясь, он снова повернулся к ней и произнес громко, чтобы она могла расслышать:
— Да будет воля Всевышнего, чтобы все ваши дети, внуки и правнуки шли по пути Торы и заповедей!
Но Инда осталась недовольна.
— Раби, пусть ваше благословение будет принято Восседающим на небесах… Но как насчет меня? Разве мне самой не достанется благословения? — спросила она, с надеждой глядя на рава Зонненфельда.
Он поспешил исправить ситуацию:
— Конечно, конечно… Да будет воля Целителя всякой плоти, чтобы вы никогда не страдали от болезней!
И всё равно Инде было этого мало.
— Это хорошее благословение! — воскликнула старая женщина, у которой было немало хворей. — А как насчет пожелания долголетия?
Спутники раввина уже не знали, куда деваться. Перед ними стояла женщина, которая давно достигла того возраста, в котором, как сказали мудрецы в трактате Авот (5:22), «человек подобен мертвецу, (душа которого) освободилась (от уз) этого мира и покинула его».
Кроме того, она слаба и нездорова, и если бы другие иерусалимские женщины не помогали ей убираться в подвале и мыться, она не могла бы позаботиться даже о своих самых насущных потребностях. И о чем она просит? О долголетии! Можно ли вообще помыслить о таком?
Их изумленные взгляды не укрылись и от глаз самой Инды. Поэтому прежде, чем рав успел произнести благословение, она решила пояснить:
— Смотрите, раби… Вы, конечно, знаете слова наших святых мудрецов о том, что есть множество ангелов, которые были сотворены только для того, чтобы хоть раз прославить Творца, говоря: «Свят, свят, свят!» (Йешаяу 6:3).
Поймите же, что всю неделю я в своем нынешнем состоянии не могу произносить благословения и молиться, поскольку не могу содержать себя и дом в достаточной чистоте.
Но накануне субботы, когда добрые женщины убирают мой дом и помогают мне помыться самой, я прошу дать мне стакан чая и кубик сахара и тогда могу произнести благословение с совершенным настроем: «Благословен — Ты — Господь — Б-г наш — Царь вселенной — по слову Которого — возникло — всё».
Так скажите же, разве не стоит ради этого продолжать жить и терпеть страдания, чтобы раз в неделю иметь возможность благословить Владыку мира? Вот я и прошу: раби, благословите меня долголетием.
Великое волнение охватило раби Йосефа-Хаима, и он от всего сердца благословил Инду: — Да будет воля Царя вселенной, чтобы все ваши пожелания были исполнены!
Вот вам пример человека, который все свои дни живет с ощущением, что наш мир — лишь коридор, ведущий к миру Грядущему. Он не стремится избежать страданий, понимая, что в них есть свой смысл. Пока он в силах исполнять заповеди, зарабатывая себе жизнь вечную, он готов продолжать эту жизнь, даже если она горька и трудна.
Отсюда и ответ на наш вопрос.
Если говорить только о самих страданиях, быть может, рабство в чужих странах и Ад равноценны. Но всё же рабство в этом мире предпочтительно по простой причине: оно всё еще позволяет евреям исполнять заповеди. В отличие от страданий Ада, которые приходят тогда, когда ни одной заповеди уже не исполнишь.
Вот почему Всевышний сказал Аврааму, какой выбор будет правильным: пусть уж лучше его потомки страдают в рабстве в этом мире, сохраняя при этом смысл жизни и ощущение ее ценности. Тогда они смогут соблюдать заповеди, служить Творцу и «зарабатывать» вечную жизнь. А страданиями в Аду уже ничего не заработаешь. (Леламедха)
[i] Раби Йосеф-Хаим бар-Авраам-Шломо Зонненфельд (5609-5692 / 1849-1932, Пресбург, Иерусалим ) — духовный лидер ашкеназской общины Иерусалима.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его