Темы: Молитва Амида, Аазину, Тора и медицина, Оцарот, Чтение для детей, Здоровье, Рассказы
«Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю» (Дварим 32:39).
В молитве Амида, в благословении «Рэфаэйну»[i] мы просим: «Исцели нас, Б-же, и мы будем исцелены; спаси нас, и мы будем спасены, ибо Ты — слава наша». На первый взгляд кажется непонятным, почему именно в этом благословении упоминается о «славе». В других благословениях молитвы Амида ничего подобного нет.
Ответ на этот вопрос и смысл стиха из книги Дварим нам поможет понять следующая история.
Доктор Аарон Гардия[ii] был личным врачом кайзера Пруссии Фридриха Великого. Под влиянием Магида из Межерича[iii] доктор вернулся к Традиции. Он был глубоко предан учителю и со временем стал одним из самых выдающихся его учеников.
В те годы, когда этот праведный врач находился «при дворе» святого Магида, он воздерживался от занятий медициной, а посвящал свою жизнь полностью Торе и служению Б-гу. Исключением были те случаи, когда приходилось спасать чью-то жизнь.
Однажды доктор Гардия услышал отчаянный стук в дверь. Он понял, что стряслась беда и срочно необходима помощь. На пороге стояла бедная женщина средних лет. Она рыдала:
— Доктор, спасите! Мой муж тяжело болен…
Доктор Гардия ответил спокойно и терпеливо:
— Не волнуйтесь, расскажите, что с ним случилось.
Услышав его успокаивающий голос, посетительница взяла себя в руки и стала рассказывать:
— У нас восемь детей, он каждый день старался приносить еду детям. А теперь он лежит на полу, словно камень неподвижный! Пожалуйста, сжальтесь и сделайте всё, что можете, доктор. О вас рассказывают чудеса, ведь вы были личным врачом короля. Только вы и можете спасти моего мужа!
Доктор Гардия выслушал, развернулся и вошел в дом, оставив дверь открытой.
Через открытую дверь можно было видеть, что он делает. Он неторопливо подошел к шкафу, достал пальто. Окинул его взглядом, заметил пыль на воротнике. Он отошел и через некоторое время вернулся с щеткой, начал спокойно чистить пальто. Жена больного видела всё это и чуть не теряла рассудок.
— Доктор! — не выдержав, закричала она. — Сжальтесь! Смилуйтесь! Не задерживайтесь! Жизнь человека зависит от вас. Если не сейчас, то когда?!
— Да-да, — ответил доктор Гардия спокойно. — Я уже почти готов. Ни о чем не волнуйтесь.
Но то, что происходило дальше, заставило женщину прийти в полное отчаяние. Доктор наклонился к своим ботинкам, счел, что они загрязнились, и начал их чистить, словно в его распоряжении была целая вечность. Сначала он протер их, затем намазал гуталином и стал активно орудовать щеткой.
— Скорее, доктор! — в отчаянии закричала женщина. — Оставьте уже свою одежду и обувь, давайте поспешим к моему мужу!
— Да-да, еще немного — и я уже иду, — крикнул доктор в сторону открытой двери и начал тщательно чистить свою шляпу.
— Ой, Владыка мира! — застонала посетительница. — Я не могу больше верить этому врачу! Только Ты, Владыка Вселенной, Целитель всякой плоти, можешь спасти!
Когда она уже развернулась и собралась уходить, раздался голос врача:
— Где вы живете? Где лежит больной?
Доктор догнал ее и заверил:
— Он выздоровеет, с Б-жьей помощью! Всё будет в порядке.
Огорченная женщина шла домой, удивляясь загадочному поведению врача. Придя, она увидела, что муж лежит с открытыми глазами и свободно дышит. Лежал он уже не на полу, а на кровати, а рядом сидел доктор Гардия и поил его лекарством.
— Слава Б-гу! — воскликнул врач. — Мы прибыли как раз в последний момент, когда еще можно было спасти его жизнь!
Через некоторое время, придя в себя, женщина обратилась к врачу:
— Не изволите ли, уважаемый доктор, объяснить, зачем вам понадобилось причинять мне такое страдание, прежде чем вы согласились прийти и спасти мужа?
— Поймите, — ответил знаменитый врач. — Не доктора лечат. Это делает Всевышний. Только у Него есть возможность исцелять больных. Когда Вы начали с того, что только я, врач-профессионал, способен спасти Вашего мужа, сразу стало ясно, что нет никакого смысла идти к больному. Ведь Свыше не помогают тем, кто ожидает помощи от кого-то кроме Творца. Поэтому мне пришлось пойти на всяческие ухищрения, чтобы поколебать Вашу веру во врача и чтобы Вы вспомнили о Целителе всякой плоти…
Отсюда можно сделать важный вывод. Именно тогда, когда человек ощущает, что его выздоровление зависит только от Царя, Целителя Надежного и Милостивого, он избавляется от своей болезни. И здесь — ответ на вопрос, который мы задали выше, — о необычной формулировке просьбы об исцелении в молитве Амида.
Приводим этот ответ так, как он изложен у гаона раби Йехезкеля Абрамского, автора книги «Хазон Йехезкель»[iv]:
Когда речь идет об исцелении, легко подумать, что врач из плоти и крови способен лечить больных. Вот почему именно в благословении об исцелении мы добавляем и подчеркиваем: «Исцели нас, Б-же, и мы будем исцелены; спаси нас, и мы будем спасены…» Почему? — «…ибо Ты — слава наша».
Ведь мы верим и знаем, что исцеление приходит лишь от Б-га, и только Его подобает за это славить. Именно в награду за это постижение мы и удостоимся полностью выздороветь.
Это и подчеркивает Тора в нашей недельной главе: «Смотрите же ныне, что Я это Я, и нет бога, кроме Меня. Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю». Даже когда кажется, что исцеление зависит от врачей и находится в их руках, на самом деле это не так.
Лишь Святой, благословен Он, — Сам и не кто иной — исцеляет всякую плоть. Только Он устанавливает, как и сколько проживет каждый человек. (Лэламедха)
[i] «Исцели нас» — одно из благословений молитвы Амида.
[ii] Раби Аарон, доктор Гардия (Гарде) из Острога (умер в 5570 / 1810 году) — личный врач прусского короля. Заинтересовавшись хасидизмом, приехал к Магиду из Межерича и совершил полную тшуву — вернулся к соблюдению Традиции, став верным учеником Магида.
[iii] Раби Дов-Бер бар-Авраам (Магид из Межерича; Магид а-Гадоль; 5464-5533 / 1704-1772, Волынь, Подолия, Галиция) — один из основателей хасидского движения, ближайший ученик Бааль-Шем-Това.
[iv] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский