«Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь»[i] (Дварим 6:6, 7).
Начались короткие летние каникулы в ешивах. Один из выдающихся машгиахов[ii] предыдущего поколения сказал: «Тора — это жизнь. Кто умножает Тору, тот умножает жизнь. Нельзя, чтобы на каникулах наступила смерть».
Каникулы называются бейн а-зманим («между временами»), и в этом их смысл. Они связывают и разделяют два «времени» — два периода восхождения. Это отдых после одного восхождения перед следующим.
С чем это можно сравнить? С «пробелами» между тематическими отрезками Торы (парашиёт), которые дают возможность сделать перерыв, подумать над изученным. Такие пробелы — тоже часть свитка Торы, без них он будет считаться некашерным.
Но отдых — это не вседозволенность. Никто не отменял чтения Шма и Амиды[iii] в назначенное для этого время, и заповедь «говори о них» (словах Торы) также остается в силе. Для мудрого ученика период «между временами» — это подготовка к месяцу Элуль, месяцу милосердия и прощения, и к последующим дням Суда[iv].
Реклама лотереи гласит: «В жизни нужен выигрыш!» Но каждый еврей должен знать, что в жизни прежде всего нужна вера! Без веры невозможно благополучно пройти путь в этом мире. Даже жизнь богача, если у него нет веры, становится несчастливой, и он «ест хлеб печали» (Тэилим 127:2), несмотря на свое богатство.
Наглядно представить себе, что такое вера, поможет нам история об одном талантливом парне, которого звали Сусу. Он был не только очень талантливым, но и очень озорным. Залезал на деревья, делал сальто, ходил на руках и выполнял другие трюки и фокусы. Дети его района были от него в полном восторге.
У этого Сусу был дядя с коммерческой жилкой, который предложил ему: «Ты и так весь день балуешься, давай хотя бы деньги на этом сделаем». Идея парню понравилась, и через несколько недель они организовали первое платное представление. Зал был полон.
Бизнес набирал обороты, на представления приходили сотни зрителей, а затем и тысячи. За короткий период Сусу и его дядя заработали немалые деньги.
Через несколько лет дядя сказал племяннику, что пора устроить мировое шоу, которое принесет им доходы, на которые можно прожить несколько лет и отдохнуть от работы.
Везде были развешены плакаты, зазывающие на последнее и самое яркое шоу «трюкача Сусу», которое будет организовано между двух высоких гор. Пришли десятки тысяч зрителей. Долина была заполнена публикой.
Шоу началось со смелых трюков, при этом Сусу транслировал зрителям, что при их поддержке сможет выполнить и еще более сложные номера. Аудитория подбадривала его.
Все с нетерпением ждали последнего удивительного трюка: Сусу обещал пройти по тонкому канату между двух гор, закрыв глаза и держа стул, на котором будет сидеть человек.
И вот час, которого все с таким нетерпением ждали, настал. Сусу забрался на гору, зрители оставались внизу. Он поставил ногу на канат, а затем закричал людям, смотревшим снизу: «Вы верите, что я могу сделать это?!» Народ знал, чего от него ждут, и начал ободрять своего героя: «Сусу! Ты можешь! Сусу!»
Но он вдруг обратился к ним снова: «Если вы действительно верите, что я могу сделать это, кто из вас готов сесть на стул, который я понесу?» Все умолкли и отвели глаза. Как только речь зашла о них самих, их смелость и желание рисковать сильно уменьшилось. К чему мы это рассказываем?
Все мы верующие, дети верующих, но как мы ведем себя, когда дети нас не слушаются? Как реагируем, когда сосед ставит машину на наше место? Или когда начальник кричит на работе? Что муж делает, когда приходит домой голодным, а жена еще не приготовила ужин?
Выдерживаем ли мы испытания, которым подвергается наша вера, и принимаем ли их с любовью? Сидим ли на «стуле» веры или и без того считаем себя «великими героями»?
Это час испытания. Остается молиться Б-гу, чтобы смилостивился над нами и дал нам совершенную и сильную веру.
И пусть исполнится для нас то, что сказано в Мишлей (28:20): «Человек верный богат благословениями…» (Эмуна Брура)
[i] Это часть молитвы «Шма Исраэль».
[ii] Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению.
[iii]Амида — основная еврейская молитва.
[iv] Рош а-Шана и Йом-Кипуру.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его