«Сыны же Кораха не умерли» (Бемидбар 26:11).
Раши[i] объясняет этот стих, цитируя мидраш: «Изначально они (сыновья Кораха) участвовали в заговоре, но во время спора помышляли о раскаянии в сердце своем. Поэтому для них выстроено было возвышение в Геиноме (аду), где они и поместились (Санхедрин 110 б)».
На первый взгляд кажется непонятным: если сыновья Кораха действительно раскаялись во время конфликта, почему это не помогло им полноценно спастись? Почему они попали в ад, хоть и в какое-то особое место, где смогли избежать гибели?
Ответ нам поможет понять история, рассказанная Магидом из Кожниц[ii].
Это рассказ о двух евреях, бывших душевными друзьями. Они вместе трудились над Торой и поднимались по ее ступеням. Но дурное начало не могло примириться с их продвижением и решило сделать всё, чтобы сбить их с пути.
Мало-помалу эти двое стали пренебрегать еврейскими обычаями, затем сократили время учебы и начали иногда заглядывать в неподходящие книги. В результате они полностью отошли от Торы, а потом их пути разошлись: один пошел в университет, а второй занялся торговлей и достиг успеха.
В духовном плане торговец опускался всё ниже, пока полностью не оставил еврейство. Он женился на нееврейке и во всем уподобился своему нееврейскому окружению.
Однажды в жаркий летний день он отправился на прогулку с собакой, собираясь заодно искупаться в реке. Вдруг собака бросилась в прибрежные кусты, заливаясь громким лаем. Хозяин поспеши за ней — и обнаружил труп человека, убитого, по всей видимости, совсем недавно…
По одежде торговец понял, что убитый — еврей… Из милосердия он позвал слуг, велел им погрузить тело на телегу и доставить на еврейское кладбище, чтобы погребальное братство сделало всё необходимое. Когда приказ был выполнен, он продолжил прогулку.
Но образ убитого еврея всё время стоял у него перед глазами. Заповедь, которую он исполнил, организовав похороны, вновь зажгла в его душе еврейскую искру. И он испытал такие муки совести, каких раньше не мог себе и представить.
Торговец страшно сожалел, что отказался от еврейства. В конце концов он пришел к местному раввину, поведал свою историю и заявил о желании совершить тшуву (раскаяться, вернуться к соблюдению заповедей).
Поначалу раввин заподозрил здесь какой-то подвох. Но когда понял, что намерения этого человека серьезны, велел ему приготовить солидную пачку денег и прийти снова через несколько дней.
Когда торговец пришел, на этот раз — с деньгами, раввин вручил ему адрес одного из своих друзей, раввина далекого города, и краткое рекомендательное письмо. Так в один день герой нашего рассказа оставил семью и имущество и отправился в изгнание, где надеялся искупить свои многочисленные грехи.
Прибыв на место, бывший торговец передал рекомендательное письмо тамошнему раввину, рассказал свою историю и попросил помощи в исправлении. Тот предписал ему переодеться в еврейскую одежду и совершить определенные действия на пути раскаяния.
С тех пор раскаявшийся еврей проводил дни и ночи в бейт-мидраше (доме учения), где никто кроме раввина не знал его и не ведал о его тайне.
Постепенно он начал пользоваться уважением жителей города. Он сохранил хорошие учебные навыки, мало-помалу достиг успеха и занял почетное место среди здешних знатоков Торы. Они уважали его не только за уровень в Торе, но и за его близость к раввину.
Через несколько лет, когда раввин почувствовал, что жить ему осталось недолго, он позвал к себе глав общины и попросил назначить этого еврея своим преемником:
— Он полон Торой и исполнен трепета пред Небесами — и достоин звания раввина.
Главы общины тотчас выразили свое согласие. Через несколько дней старый раввин покинул этот мир, и его последняя просьба была немедленно исполнена.
Еще через некоторое время в городе появился человек, который казался умалишенным… Сначала его привели к новому раввину, чтобы тот исцелил его молитвой, но раввин разъяснил, что чудесами не занимается.
— Давайте все соберемся в бейт-мидраше и помолимся за него. Может быть, Обитающий в высях сжалится над ним, — предложил он.
В тот же вечер все жители города, взрослые и дети, собрались в главной синагоге. Раввин произнес речь, призывая присутствующих к раскаянию, а затем все вместе начали читать Тэилим с плачем и причитаниями. После чего рав подошел к больному и сказал молитву за его выздоровление.
Тут больной внезапно открыл уста и обратился к раввину:
— Что это ты произносишь высокие речи? С чего возносишься над святой общиной? Ведь ты был грешником — в точности как я! Мы оба учились в одном бейт-мидраше, а затем оба встали на путь греха и шли по нему, пока не покинули общину Израиля!
Услышав это, жители города содрогнулись. Они были убеждены, что душевная болезнь, поразившая этого безумца, заставляет его клеветать. Но… раввин повернулся к собранию и решительно сказал:
— Знайте же: всё, что вы сейчас услышали, — чистая правда! Я признаюсь в своих грехах и раскаиваюсь в них. Впрочем, тшува дарована только грешникам, и пусть Обитающий в высях будет свидетелем, что я вернулся к еврейству всем сердцем!
После небольшой паузы он продолжил:
— Я вижу, что мой бывший друг еще не удостоился совершить тшуву, а тем временем его охватила душевная болезнь, которая мешает ему сделать это. Поэтому силой нашей общей молитвы и силой тшувы постановляю: пусть же мой друг исцелится и вернется к полному здоровью. А Милосердный да искупит грех его и да не погубит его, и да отвратит гнев Свой и не пробудит ярость!
И тут на глазах у всех буйная душа больного успокоилась и он, обессилев, повалился на землю.
Рассказав эту историю, Магид из Кожниц спросил учеников:
— Знаете, почему Всевышний так повернул события, что раввину, ранее совершившему тшуву, пришлось опозориться перед всей общиной? Ответ прост: его тшува была почти совершенной, но оставался один «пробел». Грешил он открыто и публично, что привело к осквернению Имени Творца, а раскаяние его совершалось тайно, и никто кроме старого раввина не знал о его прошлом. Вот почему Свыше устроили так, чтобы о его позоре стало известно всем. И тшува его стала совершенной.
Отсюда следует: если человек совершил грех публично, осквернив таким образом Имя Б-га, то тайного раскаяния недостаточно. Нужно совершить тшуву публично, чтобы исправить вред, нанесенный прежними делами.
В этом и ответ на наш вопрос. О грехе сыновей Кораха, сначала участвовавших в заговоре, было известно всей общине сынов Израиля. Поэтому, чтобы раскаяние было полноценным, им следовало раскаяться не только в сердце.
Тайного раскаяния было недостаточно для исправления причиненного вреда. Оно помогло им укрыться в особом месте в аду и сохранить жизнь, но не избежать ада. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Исраэль бар-Шабтай Офштейн (Магид из Кожниц; 5496-5575 / 1736-1814, Галиция) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров поколения. См. чудесную историю его рождения и историю его жизни.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?