«И хранитезаповеди Мои, и исполняйте их. Я Б-г» (Ваикра 22:31).Гаон раби Цви Диди[i] в своей книге «Эрец Цви» объясняет это так: наши мудрецы говорят, что каждый человек, который ждет случая выполнить заповедь, приравнивается к тому, кто фактически уже выполнил ее. И получает за это полноценную награду.
Об этом и сказано: «И хранитезаповеди Мои» — «хранение» подразумевает ожидание. Например, «он хранил обещание» означает «ждал возможности исполнить обещание». Если мы храним заповеди, считается, что мы уже «исполнили их». А слова «Я Б-г» означают, что Творец верен Своему обещанию даровать награду за них.
Даже если испытание приходит к человеку в «неудобный момент», когда он ослаблен, важно помнить, что всё в руках Творца мира. И если удастся выдержать это испытание, есть шанс по-настоящему постичь, что Творец управляет всеми причинами и следствиями. В этом поможет следующая история из книги «Нифлаотав ли-внэй адам» )«Чудеса Его — пред сынами человеческими», см. Тэилим 107:8).
Реб Моти из Бней-Брака, владелец микроавтобуса для перевозок, принял заказ: семья из Иерусалима просила доставить их на семейное торжество в Бней-Брак. В тот момент он был недалеко от Иерусалима, так что ему было удобно выполнить заказ. Это был конец долгого и изнурительного дня, и он уже хотел вернуться домой и немного отдохнуть перед вечерней молитвой и уроком.
— Мы отправим одного из детей встретить вас у подъезда. Пожалуйста, погудите, когда подъедете к дому, — попросил заказчик.
По дороге к городу была пробка, и реб Моти добирался достаточно долго.
Маленькая девочка с папкой в руке радостно подбежала к микроавтобусу, открыла дверь и села на заднее сиденье возле окна. Спустя минуту подошли и остальные члены семьи, расселись по местам.
Дети были взбудоражены предстоящим событием, «чирикали» между собой, реб Моти в течение всей поездки разговаривал с отцом семейства. Наконец, машина подъехала к залу торжеств в Бней-Браке. Отец расплатился, и реб Моти поехал домой.
Он припарковал микроавтобус, вышел. Когда входил в подъезд, у него зазвонил мобильный.
— Где ты? — спросила жена.
— Уже поднимаюсь, мне надо передохнуть, — ответил он.
— Хорошо, что ты здесь, — продолжала жена. — Мне как раз пора в «Эзер ми-Цион[ii], сегодня мое дежурство. Можешь подбросить?
Такой просьбы он не ожидал. И подумал про себя: “Что от меня всем сегодня надо? Сил уже нет. Еще до дома не добрался — и снова ехать?!”
— Пожалуйста, меня ждут, я опаздываю, — настаивала жена. — Ну, пожалуйста, мне некогда ждать такси. Это ведь займет не больше пяти минут.
Реб Моти не хотел отказывать своей дорогой жене. Он открыл дверь машины, уселся в водительское кресло и завел мотор. Жена радостно села в машину… и вдруг спрашивает:
— Что за девочка здесь спит?!
— Какая еще девочка?
На заднем сиденье спала девочка с папкой в руке. Реб Моти воскликнул:
— Как же они забыли ее?! Что за безответственность! Почему не звонят? Где они вообще?
Он стал искать номер своих последних клиентов. Проблема заключалась в том, что они звонили с домашнего номера в Иерусалиме, а сейчас находились в Бней-Браке. Не видя выбора, он поехал в зал торжеств. Девочка за это время успела проснуться и разразиться слезами, жена пыталась успокоить ее.
Реб Моти вошел в зал и стал искать отца. Наконец нашел, вывел наружу и закричал:
— Ты нормальный вообще?! Забываешь дочь у меня в машине и даже не вспоминаешь о ней?
Отец тут же позвал мать, и они стали искать детей. В итоге он сообщил водителю:
— Все наши четыре дочери здесь, мы никого не забыли.
— По-моему, вы ошибаетесь! — возразил владелец минибуса.
Он подвел их к машине и показал заплаканную девочку. Но родители заявили:
— Это не наша дочь. Мы ее вообще не знаем. Когда садились в машину, увидели ее на заднем сиденье и подумали, что это твоя дочь.
Тут воцарилась тишина. Реб Моти вспомнил, что этот ребенок первым сел в машину, как только он подъехал к дому в Иерусалиме. Он был уверен, что это дочь его клиентов. Теперь же выяснилось, что она с ними никак не связана…
Реб Моти похолодел. Что было бы, если бы он не вернулся в машину? Девочка тихо плакала и ничего не говорила. Совсем недавно водитель собирался отдохнуть дома, и вот — пожалуйста… Как теперь найти ее родителей?
Жена реб Моти открыла папку, которую держала девочка, и вытащила оттуда нотные листы с надписью: “Ципора Йерушалми, улица Римонэй Нэхошет 4, телефон…” Выход нашелся сам собой.
Реб Моти позвонил, но номер был занят. Видимо, родители искали дочь, обзванивали ее подруг и т.д. Через пару минут он дозвонился:
— Семья Йерушалми? Ваша дочь никуда не пропала?
— Где она?! — раздался вопль. — Уже весь город ее ищет…
Выяснилось, что у девочки днем был урок музыки, а затем отец обычно забирал ее домой. В тот день он сообщил, что не сможет ее забрать и пришлет за ней друга на белом микроавтобусе. Точно такой же микроавтобус был у реб Моти. Он остановился как раз там, где девочка обычно садилась в отцовскую машину. Она забралась внутрь и задремала.
Страшно представить, что произошло бы, если бы рав Моти отказался подвезти жену в “Эзер ми-Цион”…
Важный принцип в жизни — видеть во всем, что происходит с нами, во всех “случайностях” — руку Творца (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби (хахам) Цви бар-Биньямин Диди (5689-5740 / 1929-1980, Тунис — Джерба, Израиль — Тверия) — известный раввин, автор книги “Эрец Цви”, содержащей ответы на вопросы по еврейскому Закону (респонсы) и хидушим (“новые прочтения”) в Торе и Талмуде.
[ii] Добровольческая организация, оказывающая разнообразную помощь больным.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его