Темы: Ашгаха пратит, Ваикра, Оцарот
«И воззвал к Моше, и сказал Господь ему из шатра соборного…» (Ваикра 1:1).
Буква алеф (א) в слове «ва-икра» («и воззвал» — ויקרא) меньше, чем остальные, она как бы «частично отсутствует». Если прочесть это слово без алеф, остается «ва-икар» (ויקר) — форма глагола «ликрот» (לקרות), означающего «случаться», «происходить». Корень, от которого он образован, — куф-рэйш-hэй — несет значение «случая», «случайности».
Это намек на то, что всё случающееся в мире, включая самые незначительные события, происходит лишь по воле Создателя. Случайностей нет, есть лишь видимость случайности.
Из этих же букв «ва-икар» можно составить слова «только от Б-га» (רק מ-ה') и «замыслил Б-г» (רקם ה').
Аврех[i]из колеля в центре Израиля рассказал интересную историю:
В полночь, когда я сидел над книгами, раздался громкий стук в дверь. Я открыл: на пороге стояли двое грозных полицейских.
— Что случилось? — спрашиваю.
— Бери вещи первой необходимости, ты арестован и отправляешься с нами, — был ответ.
У меня потемнело в глазах.
— Как? За что? — восклицаю. В ответ — ни слова.
Меня посадили в полицейскую машину, а я тем временем перебираю в памяти все свои грехи, пытаясь понять, из-за чего мной могла заинтересоваться полиция и что это за чудовищная несправедливость.
Меня довозят до Ашкелона и помещают в камеру в тюрьме «Шикма».
В камере был еще один человек, который спросил, что привело меня сюда. Я ответил, что до сих пор этого не понимаю.
— А сам ты почему здесь? — поинтересовался я в ответ.
— Ударил свою невесту. Сама она не стала обращаться в полицию, но это сделали соседи. Мы вскоре должны пожениться.
— Извини за вопрос, а почему ты ее ударил?
— Несколько лет назад умер мой брат, у него остался ребенок, который носит то же имя, что и наш отец. Я был очень привязан к брату, и, поскольку денег у меня хватает, предложил его вдове выйти за меня замуж, так как ее финансовое состояние оставляло желать лучшего. Тогда я мог бы лучше помогать ей растить сына, в полной семье. Она согласилась. А несколько дней назад она ударила сына, тут я вышел из себя, не сдержался и сам дал ей пощечину.
Я содрогнулся до глубины души:
— Тебе ни в коем случае нельзя жениться на ней, она ведь вдова твоего брата! По Торе за такое полагается страшное наказание — отсечение души (карет).
Всю ночь я говорил с ним об этих законах, и мне удалось до него достучаться, так что в конце концов он воскликнул:
— Клянусь, теперь я разорву нашу помолвку!
Мы обменялись телефонами, и в этот момент полицейские вошли в камеру и обратились ко мне:
— Тысяча извинений! Произошла ошибка…
— Не нужно извиняться, это Б-г меня сюда направил, чтобы уберечь этого еврея от страшного поступка, который он мог бы совершить по незнанию, — ответил я.
Пути Творца скрыты от нас… Иногда смысл событий бывает понятен сразу, а иногда происходящее кажется загадкой. Наш дело — знать, что «От Господа шаги человека…»[ii] (Мишлей 20:24) и что всё совершается по велению Свыше!
Человеку следовало бы принимать с любовью всё, что происходит с ним, ведь «всё, что ни делает Милосердный, Он делает во благо» (Брахот 60 б). Даже когда трудно и горько, важно продолжать служить Творцу, не сомневаясь в Нем.
Рав Яаков Галинский[iii] рассказывал: «Когда Советы вошли в Литву и запретили изучать Тору, мы продолжали делать это в подполье, но в итоге были схвачены. Часть учеников сумела скрыться во время облавы. Мы завидовали им, поскольку нас ожидала ссылка в Сибирь на двадцать пять лет! А на следующий день после нашей высылки в Литву ворвались немцы и всех убили… Нас же освободили из Сибири через два года, так что в итоге именно Сибирь оказалась для нас спасением!»[iv]
Мы не знаем заранее, что для нас окажется добром, а что злом, поэтому важно всегда полагаться на Б-га и благословлять за то, что кажется нам плохим, так же, как за хорошее. (Вэ-игадта)
Расскажем историю о сыне повара, который постоянно жаловался отцу, что всё у него плохо и всё идет не так. Отец позвал его на кухню, взял морковь, яйцо и горсть кофейных зерен, наполнил три кастрюли кипящей водой и сварил — в одной из них морковь, в другой яйцо, в третьей кофейные зерна, предварительно размолов их. Морковь стала мягкой, яйцо затвердело, и изумительный запах кофе наполнил кухню. Тогда повар сказал сыну:
— Послушай, сынок! Жизненные испытания могут ослабить нас, как морковь: она была жесткой, но размягчилась. Они могут укрепить нас, как яйцо: оно было жидким, а стало твердым. Но они же могут сделать нас гораздо лучше: ведь у зерен не было запаха, а теперь аромат кофе распространился повсюду. Вопрос лишь в том, как мы встречаем эти испытания. Всё зависит от нас.
И — история о крестьянине и его старом осле. Однажды осел крестьянина упал в колодец. Его хозяин оценил ситуацию и решил, что вызволение осла будет стоить дороже, чем сам осел. Животное старое, долго не проживет, пользы от него уже почти никакой, одни расходы. Да и колодец почти обмелел, его тоже не жалко. Поэтому крестьянин решил оставить осла умирать в колодце.
Через какое-то время он услышал душераздирающий рев осла и решил засыпать его землей, чтобы тот быстрее умер и не страдал. Осел был в диком ужасе: мало того, что он поранился и его никто не спасает, так теперь его еще собираются похоронить заживо…
Что же сделал осел? Каждый раз, когда на него сыпалась земля, он стряхивал ее со спины и вставал на нее ногами. Он не обращал внимания на удары крупных земляных комьев, не отчаивался и продолжал свое дело, пока не взобрался по земле до края ямы, подпрыгнул — и вылез наружу живым. То, что должно было убить его, как казалось вначале, в конечном счете спасло ему жизнь. (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Семейный человек, который всецело посвятил себя изучению Торы. Аврехи учатся в специальных учебных заведениях — колелях.
[ii] Полностью стих звучит так: «От Господа шаги человека, человеку же как узнать путь свой?»
[iii] Рав Яаков-Ицхак Галинский (5681-5774 / 1920-2014; Польша — Сибирь — Узбекистан — Германия, лагерь для перемещенных лиц, — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-проповедник), глава ешивы Новардок в Хадере.
[iv] Рав Бен-Цион Зильбер рассказывает о раве Галинском:
«Рав Янкев Галинский зацаль, которого я хорошо знал, попал двадцатилетним парнем из Польши в Советский Союз и организовал тайный хэдэр — класс для обучения детей Торе. Его задержали, судили и приговорили к смертной казни. В камере смертников рав Янкев вел себя совершенно спокойно и упорядоченно: молился, когда молился, учился, когда учился, ел, когда ел.
В камере смертников есть особая привилегия — просить еду более высокого качества, и он воспользовался этой привилегией. Все на него смотрели как на сумасшедшего… И он полностью спокойно полагался на Б-га — что Он ведет всё к лучшему. И интересно: Б-г ему помог спастись оттуда. Каким образом? Женщина, которая курировала тюрьму, тяжело заболела, и ей нужно было срочно лекарство — для спасения жизни. Она обратилась к одному еврею и была готова заплатить сколько надо. Он сказал: “Мне не нужны деньги. Мне нужно, чтобы вы вытащили реб Якова Галинского оттуда”. В конце концов, он нашел лекарство, и рав Яаков Галинский спасся. И жил еще долгие годы, в Израиле, построил большую разветвленную семью, много выступал и преподавал. Прожил в радости больше девяноста лет.
Выступая на свадьбах внуков и при других радостных событиях, он говорил: рахок м-ишуати диврэй шаагати — “далеко от спасения моего слова крика моего” (обычно переводят как “…далек Ты от спасения моего, от вопля моего” — Тэилим 22:2). Он объяснял эти слова так: далеко то, как Б-г мне помог, от того, о чем я Его просил. О чем я просил Б-га в тяжелые моменты жизни? Когда я шел по пустынной дороге и боялся умереть от слабости, я просил Его, что, если умру, пусть меня похоронят как еврея. Только об этом я просил Б-га. А что Б-г мне дал? Теперь я радуюсь на свадьбах у внуков, у правнуков!»
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его