Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нам следует контролировать свои мысли, чтобы они не «охладили» нас в духовном отношени

«…Вас же я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе» (Шмот 19:4).

Святой, благословен Он, максимально возвысил народ Израиля во время дарования Торы на горе Синай — после того, как вывел его из сорока девяти врат нечистоты в Египте. Мы говорим об этом в праздничной молитве: «Ты избрал нас из всех народов, возлюбил нас и благоволил к нам, и возвысил нас из всех языков…»

В книге «Бэ-Ноам Сиах»[i] приводится удивительная притча на эту тему.

В одном из сельскохозяйственных поселений на севере Страны был курятник, а над ним возвышалось дерево с орлиным гнездом. Однажды в зимний день оттуда упало орлиное яйцо — оно попало на солому и опилки, которыми был выстлан курятник, поэтому не разбилось. Курица сочла яйцо, которое «упало ей с неба», одним из своих.

И вот, когда желтые цыплята стали вылупляться из скорлупы, курица обнаружила среди них черного уродливого птенца… Цыплята росли, а вместе с ними и орленок. Он вел себя в точности как цыплята, но его всегда тянуло взлететь. Он не понимал, откуда взялось это острое желание — ведь у кур летать не принято.

Он пробовал быстрее двигать крыльями — так, чтобы «братья» не заметили, и старался приподняться над землей. Постепенно ему удавалось подниматься всё выше, и он был поражен собственными способностями. Понял, что он не обычный петушок, а какой-то особенный, с уникальными возможностями.

Однажды он взлетел так высоко, что достиг орлиного гнезда. Там его встретили приветливо:

— Мы собираемся улететь в другую страну, можешь присоединиться к нам.

Петушок-орленок посмотрел вниз и увидел своих «родителей» и «братьев», бегавших возле курятника. Он не знал, что делать: спуститься вниз к семье, в которой вырос, или взлететь к небу с орлиной семьей, к которой его так тянуло: ведь они были такими же сильными, как он.

В конце концов, он решил покинуть курятник, где рос вместе с цыплятами, и отправиться в дальний полет. И только тогда ощутил: «Я не из кур! Я орел!»

В какие-то моменты жизни каждый человек сталкивается с кризисами и испытаниями, проблемами и трудностями. И ему приходится выбирать, как действовать: как курица — или как орел? Жить как верующий человек с мощным духовным зарядом и надеждой на Создателя — или сокрушенно кудахтать о том, как всё плохо?

Праведный раби Аарон из Карлина[ii] говорит, что самый большой грех, который может совершить еврей, — это забыть, что он сын Царя!

Адмор из Пясечны[iii] так пишет об этом в «Ховат а-Тальмидим»[iv]:

«Юноша Израиля… Если ты чувствуешь неуверенность в своих силах из-за того, что твой отец и дед были простыми людьми, — поднимись и взгляни дальше, на более ранние поколения. Кем были твои предки со времен святых праотцев? Пророками, мудрецами Мишны и Талмуда, гаонами[v] и праведниками поколений. Талмуд говорит (Песахим 66а): “Если не пророки они (евреи), то дети пророков они”. И величие твоих отцов — это не древняя история. Талмуд говорит, что искра святости твоих предков — пророков и мудрецов — и сейчас горит в твоей душе и душе каждого еврейского юноши, и ты должен лишь разыскать ее внутри себя, раскрыть и вывести наружу».

Давно отмечено: когда сапожник встречает знакомого, он смотрит на его обувь, когда парикмахер встречает знакомого, — оценивает его прическу. Если плотник заходит в синагогу, сразу оценивает состояние столов и стульев, а электрик — состояние проводки. Где мысли человека, там и он сам, и то, о чем человек думает днем, снится ему и ночью.

Многие считают, что главное — не совершать грехи в реальности, а думать о грехе — нет проблемы. Но это фундаментальная ошибка! Мудрецы говорят (Йома 29а): «Раздумья о грехе тяжелее греха».

«Мысль — функция мозга», и неслучайно мозг расположен в человеческом теле выше других органов. Ведь это — его наиболее духовная часть.

Несколько лет назад было сообщение об одном странном случае. Техник пришел произвести ремонт в морозильной камере одного английского предприятия. В процессе работы ему, по-видимому, понадобилось взять из машины дополнительные инструменты, он хотел выйти, но дверь заклинило.

Он вновь и вновь пытался ее открыть, но безрезультатно. Он начал кричать, звать на помощь, боясь замерзнуть насмерть, но дверь была очень толстой и никто его не услышал. Он кричал всё громче, пока не потерял сознание и не умер в этой камере…

Через час один из работников предприятия открыл дверь и нашел бездыханное тело. Техник умер от страха, он боялся замерзнуть. Но ведь его позвали отремонтировать морозильную камеру, которая НЕ РАБОТАЛА… Почему же он боялся замерзнуть?

Те, кто расследовал обстоятельства его смерти, предположили: из-за стресса техник подумал, что камера работает, и эта мысль привела к его гибели. Мысль превратилась в реальность!

Насколько же тщательно нам следует контролировать свои мысли, чтобы они не «охладили» нас в духовном отношении… И — не забывать о том, что мы «дети Царя». (Ма Ахавти Торатэха)


[i] Составитель — раби Элиав бен-Пинхас Эдри.

[ii] Раби Аарон бар-Яаков Перлов из Карлина (раби Аарон а-Гадоль; 5496-5532 / 1736-1772, Пинск, Карлин) — религиозный лидер и чудотворец, основатель карлин-столинской хасидской династии. Ученик Магида из Межерича. Согласно преданию, отец раби Аарона был цадик нистар — скрытым праведником, в семье которого долгие годы не было детей; раби Аарон родился по благословению раби Исраэля Бааль-Шем-Това, основателя хасидизма.

[iii] Раби Келонимус-Калмиш бар-Элимелех Шапиро (Адмор из Пясечны; 5649-5704 / 1888-1943, Польша) — величайший хасидский наставник. Когда войска вермахта продвигались к Варшаве, один из хасидов добыл для его семьи автомобиль, чтобы бежать в Вильно, но Адмор отказался покинуть евреев Польши. Ему принадлежат слова: «Ребе, который ради спасения своего хасида не готов сойти в Геином, не может быть Ребе». В период массовых «ликвидаций», Адмор, чтобы прокормиться, работал в сапожной мастерской, где в качестве «сапожников» собрались немногие уцелевшие в гетто раввины и хасидские лидеры. Зимой 5703 / 1943 он спрятал свои многочисленные рукописи в одном из подвалов гетто. Последние месяцы жизни Адмор провел в концлагере Бодзин возле Люблина. Шведские дипломатические представители предложили ему визу, дающую право покинуть Польшу, но он отказался расстаться со своими хасидами. Через 2 дня после этого в лагере вспыхнуло восстание, нацисты предали лагерь огню. Адмор погиб, освящая имя Всевышнего. В 5715 /1955 его рукописи были обнаружены польским рабочим при расчистке завалов в бывшем варшавском гетто. Конспекты бесед, проведенных Адмором в гетто, и его дневниковые записи были изданы в Иерусалиме под названием «Эш Кодеш» («Священный огонь»).

[iv] «Ховат а-Тальмидим» («Обязанности учеников») — классический труд по еврейской педагогике и этике. Книга была издана Адмором из Пясечны в 5692 /1932 году в Варшаве. Она была создана на основе педагогического опыта, приобретенного автором в руководстве ешивой. Написана в форме живой и доверительной беседы наставника с учеником, лишь вступающим на путь духовного совершенствования. Книга помогает еврейскому читателю найти ответы на вопросы о воспитании детей в новых условиях, в мире раннего взросления и соблазнов современности.

[v] Гаонами называли руководителей двух центральных ешив Междуречья (Вавилонии) — в Суре и Пумбедите. Эпоху гаонов принято датировать 4349-4800 / 589-1040 годами. Они были мудрецами Торы и духовными руководителями поколений, и именно их слово зачастую было решающим в определении того или иного закона не только для евреев Вавилонии, но и для всех общин диаспоры.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Может ли жена помогать мужу бороться с его дурным началом?

Вчера, отвечает Мирьям Климовская

Допустимо ли говорить супруге, что она набрала вес?

20 ноября, отвечает Хая Черняк

Дочь отказывается утром умываться и одеваться, приезжает в сад в пижаме

19 ноября, отвечает Рав Моше Эстрин

В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше