Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обязанности перед ближним и обязанности перед Творцом. Глава Хаей Сара

Темы: Хаей Сара, Авраам, Оцарот, Тфилин

Обязанности перед ближним не буду исполняться надлежащим образом, если человек не достиг определенного уровня в выполнении своих обязанностей перед Творцом

«И было, когда верблюды перестали пить, взял человек тот носовое кольцо золотое в полшекеля весом и два браслета (цмидим) на руки ей, коим вес десять золотых» (Берешит 24:22).

Раши[i] комментирует: «два браслета — это намек на две сближенные (мэцумадот) Скрижали; коим вес десять золотых — намек на Десять Речений, (начертанных) на них».

Нужно понять: как две Скрижали и начертанные на них Десять Речений связаны с подарками, которые Элиэзер дал Ривке? И почему Раши подчеркивает, что скрижали были «сближенными»?

Найти ответ нам поможет следующая история.

В дом семьи Атар в Багдаде доставили повестку: Шломо — младшему сыну и гордости семьи — предписывалось явиться в указанное там место для прохождения службы в турецкой армии (Багдад находился тогда в составе Османской империи). Служба занимала несколько лет.

Это могло закончиться самым худшим. Евреи в турецкой армии подвергались унижениям, насмешкам, физической и духовной опасности.

Легко представить себе состояние семьи Атар. Они восприняли это известие так, словно им предстояло выдать сына на сожжение. День, когда Шломо покинул дом, был для них подобен Девятому Ава, дню разрушения Иерусалимского Храма.

Сердце отца разрывалось: вдруг сын не выдержит испытаний и отвернется от своей веры и пути предков… Поэтому незадолго до расставания отец сказал ему:

— Шломо, дорогой… ты знаешь, как тяжело сегодня у меня на сердце. Знай, что если ты останешься евреем и не свернешь с пути Торы, это станет мне утешением. Я уверен, однажды мы воссоединимся, вновь станем одной семьей. Но если сойдешь с пути, которым мы идем, то сведешь седины мои в горе в могилу[ii]. Запомни хорошо мои слова, и они дадут тебе силу выдержать все испытания, которые тебя ожидают.

Затем отец протянул сыну маленькие тфилин, которые тому будет удобно носить при себе:

— Обязательно каждый день накладывай тфилин и молись. В награду за это Всевышний будет хранить тебя!

Вскоре после этого Шломо с горечью простился с семьей. Но слова отца продолжали звучать в его ушах, прибавляя ему сил. Время от времени он нащупывал тфилин в кармане, уверенный, что всё будет именно так, как велел отец: он справится со всеми испытаниями и — будь что будет.

И действительно, Шломо пришлось столкнуться с очень непростыми испытаниями. Но он ежедневно накладывал тфилин и молился, соблюдал кашрут: ел только хлеб и при возможности — молоко и фрукты. Постепенно он начал ощущать, что Свыше на него возложена особая миссия — освящать Имя Творца среди других народов.

Он решил отлично выполнять все задания и доказать товарищам, что еврей может быть лучшим в любой области и в каждой ситуации! Так Шломо стал гордостью всего подразделения и заслужил восхищение сослуживцев. Товарищи и командиры гордились им, и слухи о выдающемся солдате-еврее достигли ушей армейского начальства. Один из высших офицеров захотел взглянуть на этого еврея лично.

В один прекрасный день военачальник появился у входа в казарму, где жил Шломо, и потребовал солдата-еврея к себе. А Шломо в тот момент молился, на голове и руке у него были тфилин… Офицер ждал, что солдат немедленно вытянется по стойке «смирно» и отдаст ему честь, как положено, но к его удивлению парень не сдвинулся с места и даже не посмотрел в его сторону.

— Что происходит?! — требовал объяснений офицер. — Что это за ремни? Что за коробочки?

А Шломо никак не реагировал…

Военачальник наливался яростью:

— Отвечай немедленно! Что у тебя на голове?!

Но ни один мускул не дрогнул на лице Шломо…

Для офицера это оказалось чересчур. Он выхватил меч и предупредил:

— Если не ответишь, я тебя убью!

Как раз в это время Шломо закончил молитву, сделал три шага назад и немедленно отдал честь военачальнику. И объяснил:

— Это тфилин, наш Б-г велел нам накладывать их на руку и на голову во время молитвы. Поскольку я был в середине молитвы, то не мог ответить на Ваш вопрос, командир!

Но командир не успокоился:

— Приказываю тебе бросить эти твои тфилины на землю!

Впервые с начала своей службы Шломо отказался выполнить приказ…

— Бросай эти штуковины, немедленно! — кричал командир, угрожая мечом.

Но Шломо отказался. Он уже приготовился к худшему…

Вдруг командир улыбнулся:

— Ты храбрый парень! Не бойся, я тебе ничего не сделаю. А вот если бы ты бросил свои священные принадлежности, я бы тебя убил. Но раз ты готов умереть за своего Б-га, я это ценю. С этого дня у тебя будет постоянное время, чтобы ты мог молиться, и никто не станет тебя отвлекать. Не сомневаюсь, что тот, кто верен своему Б-гу, будет верен и армии, и товарищам. Я хочу больше таких солдат, как ты! — закончил свою речь военачальник. После чего повернулся на пятках и покинул казарму.

И это действительно так. Человек, который выполняет свои обязанности перед Творцом на высоком уровне, на высоком уровне исполняет и обязанности перед людьми. Кто верен Творцу, тот будет верен и ближнему. Эти области связаны и не могут существовать по отдельности.

Отсюда и ответ на наш вопрос. Когда Элиэзер увидел, как бережно Ривка относится к ближним, он подарил ей украшения, символизирующие две «сближенные» друг с другом Скрижали Завета и Десять Речений. В этом содержался урок для нее: знай, что обязанности человека перед ближним не существуют без его обязанностей перед Творцом.

Именно об этом свидетельствуют Скрижали: та Скрижаль, на которой были высечены заповеди — обязанности по отношению к Творцу, была «сближена» с другой Скрижалью, где были заповеди по отношению к ближнему. Ведь Десять Речений содержат именно эти два вида заповедей.

И так — во всей нашей жизни: обязанности перед ближним не буду исполняться надлежащим образом, если человек не достиг определенного уровня в выполнении своих обязанностей перед Творцом. (Лэламедха)


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] См. Берешит 44:29.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его