Темы: Воспитание детей, Симхат Тора, Психология, Оцарот, Хазон Иш, Изучение Торы, Рассказы
В годы Катастрофы из пылающей Европы вывезли группу детей — около тысячи. Их назвали «детьми Тегерана», т. к. они получили временное убежище в столице Ирана. В 1943 году они добрались до Эрец-Исраэль.
Это были несчастные дети, узнавшие горе, скитания и преследования с ранних лет. В Эрец-Исраэль их распределили по разным учреждениям, которые готовы были обеспечить сиротам крышу над головой и обучение.
Шломо был одним из этих детей. Ему было двенадцать.
Его приняли в талмуд-тору (начальная религиозная школа для мальчиков) «Рази Ли» в Бней-Браке. Директором там был рав Розенштейн, человек, преданный своему делу.
Шломо разбирался в учебных предметах не больше первоклассника, но в школе решили его не обижать и записали в класс к ровесникам. Наняли репетиторов, которые занимались с ним индивидуально, чтобы подтянуть до уровня одноклассников или хотя бы максимально сократить разрыв.
Однажды руководство школы решило привести весь этот класс на экзамен к «учителю народа Израиля» — Хазон Ишу[1]. Было очевидно, что Шломо не сможет ответить на вопросы. Он еще отставал от одноклассников в учебе. Тем не менее, было решено взять и его. Учителя планировали сообщить Хазон Ишу о печальной истории мальчика, чтобы тот просто поговорил с ребенком и «принял» у него экзамен. Но забыли это сделать…
Экзамен начался. Долгие часы Хазон Иш проверял знания детей, вопрос за вопросом.
Его лицо сияло, улыбка становилась шире. Он не скупился на похвалы детям, так хорошо знающим материал, и проявлял внимание к каждому.
Наконец, очередь дошла и до Шломо, и ему был задан вопрос: каков закон в такой-то и такой-то ситуации?
Шломо не ответил. Воцарилась напряженная тишина. Стало ясно, что он не только не знает ответа, но и не понимает ни оснований вопроса, ни к какому листу Гмары он относится. Шломо сидел погасший, в смятении. Взгляд его был пустым, рот крепко сжат.
Все присутствующие замерли. Дом мудреца поколения был полон детей, пришедших со своими учителями. И вдруг мудрец прерывает экзамен и начинает учить с одним из детей короткий раздел на тридцатом листе трактата Кидушин:
— Учили мудрецы, — произнес Хазон Иш приятным голосом, а затем пропел текст барайты (закон, сформулированный как мишна, но не включенный в Мишну) слово в слово.
— Ай, — покачал головой Хазон Иш. — Тору уподобляют эликсиру жизни.
Ребенок сидел как зачарованный, слушая «воркотню» Хазон Иша. А мудрец объяснил:
— Тора — это как лекарство, эликсир жизни! Пока человек связан с Торой, он защищен и находится в безопасности. Смотри, какая красота! Всевышний говорит: «Я создал злое начало, и Я же создал Тору в приправу к нему». Ты понял, мой дорогой?
Мальчик кивнул. Это был раздел Гмары, который он понял впервые. А Хазон Иш, мудрец, имя которого вызывает трепет, сам с любовью преподал ему этот раздел. Как уж тут не понять?
Хазон Иш повернулся к присутствующим и перед всеми детьми и учителями сказал мальчику:
— В таком случае, сын мой, давай посмотрим на твои знания. Преподай мне раздел о «лекарстве Торы».
И Шломо, обрадованный, уселся рядом с ним и дал урок великому мудрецу, перед которым открыты все истоки Торы.
— Ага! — воскликнул Хазон Иш, когда Шломо закончил. — У нас тут растет новый гаон (великий знаток Торы). Мальчик изучил незнакомый раздел Гмары и с первого раза уловил суть, сумел прояснить его, резюмировать и изложить. Вот это сила в Торе!
Услышав такую похвалу, Шломо покраснел от волнения.
— Господа, — произнес Хазон Иш, обращаясь к директору школы и учителям. — Обратите внимание на этого мальчика, ему уготовано великое будущее! У него есть способность легко усваивать материал и способность излагать его. Просто удивительно!
Хазон Иш продолжал искренне хвалить ребенка, ободрять его — и так помог душе ребенка раскрыться.
Когда экзамен закончился, рав Розенштейн собрал учителей и сказал:
— Смотрите, сегодня главный урок получили не дети, а мы: нам был преподан урок терпения. Мы узнали, насколько заботливо нужно относиться к каждому ребенку…
Шломо проучился в талмуд-торе «Рази Ли» еще несколько месяцев, затем его перевели в другое учебное заведение.
Через несколько лет рав Розенштейн участвовал в Акафот («хороводы» со свитками Торы) вечером в Симхат Тора в ешиве Поневеж.
Как это принято во многих общинах, устраивали аукцион: право «вести» каждую из семи Акафот предоставляли тому, кто предлагал бОльшую цену. Но в ешиве «платой» становились не деньги, которые покупатель обязуется уплатить, а листы Гмары, которые ученик обязуется выучить!
Объявили о продаже первой Акафы.
— 100 листов Гмары, — габай (член «совета» синагоги) огласил начальную цену.
Самые усердные ученики ешивы начали соревноваться. Один обязался выучить сто пятьдесят листов за полгода, второй — двести. Цена продолжала расти: триста, четыреста, четыреста восемьдесят…
— 500 листов — раз, 500 листов — два, 500 листов — три, — возвестил габай охрипшим голосом. И подытожил: — на этот раз вести Акафу удостоился наш дорогой Шломо.
Рав Розенштейн смотрел на юношу: тот казался ему знакомым… Вдруг он хлопнул себя по лбу: ведь это тот самый Шломо, «дитя Тегерана», несчастный ребенок, который не знал даже, как буквы выглядят! Этот бедный мальчик теперь собирается за полгода выучить пятьсот листов Гмары — и никого это не удивляет. Кто бы поверил в такое! Как он достиг таких высот?
Рав стал размышлять над этой загадкой. И понял: те драгоценные минуты, которые посвятил ему Хазон Иш, задержав ради него экзамен — он учился вместе с мальчиком, ласково объяснял ему материал, хвалил его, — вот что спасло Шломо и сделало его столь усердным и знающим учеником.
Эту историю нам поведал гаон раби Аарон Тойсиг[2]. Мальчика мы здесь называем вымышленным именем, но его настоящее имя очень хорошо известно…
Секрет правильной жизни — давать детям тепло и любовь, хвалить их и проявлять терпение. Тогда у них есть силы преуспеть во всем. («Сто два рассказа»)
[1] Раби Авраам-Йешая бар-Шмерияу-Йосеф Карелиц, известный как Хазон Иш (5639-5714 / 1879-1953, Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
[2] Рав Аарон Тойсиг — машпиа (духовный наставник) вижницких хасидов, машгиах («инспектор» и педагог) в ешиве Александр в Бней-Браке, автор книг «Кдушат эйнаим», «Мекарван лэ-Тора» и др.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский