«Когда придет весь Израиль явиться пред лицо Господа, Б-га твоего, на место, которое Он изберет, читай учение это (Тору эту) пред всем Израилем в слух им» (Дварим 31:11).
Наш учитель раби Цион а-Коэн (см. «Йошиа Цийон»)[i] видит в этом стихе намек на изречение мудрецов (Авода Зара 19а): «Человек (успешно) учит Тору лишь с того места, к которому влечет его сердце», как сказано: «Только к Торе Господней влечение его…» (Тэилим 1:2). Согласно этому толкованию, ученик вправе высказать пожелание, какую именно книгу он хочет изучать.
Рассказывает один уважаемый аврех[ii] из Иерусалима:
Мне удалось организовать регулярный урок для репатриантов из России. Это непростая задача, понадобилась огромная помощь Свыше, чтобы приблизить их к Торе. Об уроке были хорошие отзывы, и через некоторое время послушать его пришел профессор математики, считающийся гением в своей области. Он представился, начал беседу и рассказал о своей деятельности, добавив, что хочет посещать урок. Но у него были два условия.
Это была «бомба». Он сказал:
— Я не обрезан. Отец был атеистом и не стал делать мне обрезание. Я верю в Творца, но не готов делать обрезание, мне и так хорошо.
Кроме того, он сообщил, что женат на нееврейке и у них дети.
Его условия были таковы: с ним не должны заговаривать об обрезании и о его браке.
Я сказал, что смогу дать ответ на следующий день. Сразу же после урока сел на 402-ой автобус и поехал в Бней-Брак, по известному адресу — Хазон Иш, 5. Пришел к нашему учителю раби Аарону Штейнману[iii], рассказал ему эту историю и спросил, принимать ли условия профессора. Рав Штейнман ответил:
— На урок ему ходить не надо, занимайся с ним час индивидуально. Преподавай ему трактат Бава Мециа, четвертую главу — «Золото» («А-заав»). Прошу тебя не заговаривать с ним о браке и обрезании, и тогда будет помощь Свыше.
Я всё сделал в точности так, как сказал рав Штейнман. Стал учиться с профессором и убедился, что он и вправду гениален. Мы быстро продвигались, проходя один лист Талмуда за другим, пока не дошли до раздела о торговцах Лода (50а, «Тагарэй Лод»). Этот трактат содержит много расчетов, но теперь мы добрались до самой «вишенки на торте». Я сказал профессору:
— Этот раздел полон сложных расчетов, и вы как математик, несомненно, получите большое удовольствие.
Мы погрузились в учебу, но… мой соученик ничего не понял. Его мозг оказался надежно защищен от новых знаний. Несколько недель мы анализировали одни и те же строки, но профессор ничего не понимал.
Он взял том Гмары домой и попытался сам распутать сложные вычисления, но и это ему не удалось. Вдруг он вспомнил, что когда-то слышал: в ешиве Хеврон некоторые ученики устраивают «дополнительную учебную смену», учатся всю ночь с четверга на пятницу.
Он поехал в эту ешиву в полночь, мне ничего не сказал. Познакомился с ребятами и стал выяснять, кто из них — лучший в ешиве. Ему назвали одно имя, он подошел к этому парню и сказал:
— Я профессор математики, уже несколько недель изучаю Тору, прилагаю большие усилия. Но ход обсуждения в «торговцах Лода» не могу понять. Пожалуйста, друг, помоги мне.
Парень ответил:
— С радостью.
Они положили книги на стендеры, и юноша ясно и четко изложил весь раздел. Но профессор так ничего и не понял. Парень даже рот открыл от изумления: как профессор математики может не улавливать сути сказанного?! Вдруг у него возникло предположение, как это может быть. Он сказал профессору:
— Проблема, как мне кажется, в вашем мозгу. Вероятно, простите, его окутывает какая-то духовная нечистота, она-то и не дает понять раздел Гмары. Так иногда случается.
На следующий день после субботы профессор позвонил в организацию «Брит Ицхак», которая организует обрезание взрослым. Мне он об этом тогда не сообщил, но в среду позвонил, сказав, что плохо себя чувствует и на урок не приедет. Я пожелал ему скорейшего выздоровления.
Еще через неделю профессор позвонил и спросил, не могу ли я прийти к нему домой для учебы. Я сказал, что рад это сделать, взял два тома Гмары и поехал к нему. Мы расположились в салоне и взялись за учебу. Профессор всё понимал с первого слова. Он просто делал открытия в Гмаре и отлично владел материалом. Я был поражен!
Профессор заметил мое удивление и сказал:
— Расскажу тебе правду. Видя, что я не пониманию Гмару и что мой мозг закрыт для этого, я поехал в ешиву Хеврон, чтобы позаниматься с лучшим учеником. Но и его объяснения ничего мне не дали. Я пережил кризис — и решил сделать обрезание!
Еще через неделю профессор сообщил, что в добрый час развелся с женой, которая отказалась следовать за ним на его новом пути… Прошла еще неделя. Наконец, впервые после всех этих событий мы с профессором сели заниматься как обычно, и тут он посмотрел на меня пронизывающим взглядом:
— Скажи, кто тебе посоветовал устроить это упражнение? Ты ничего не говорил ни об обрезании, ни о моем браке, а только преподавал мне раздел о торговцах Лода. Но в итоге это изменило меня и заставило сделать обрезание и развестись с женой… Кому принадлежала эта идея?
Я рассказал:
— В тот вечер, когда вы решили ходить на урок, если будут выполняться два условия, я отправился к раби Аарону Штейнману и спросил, как поступить.
— Но почему рав Штейнман посоветовал сделать именно так?
— У меня есть предположение, — ответил я. — Сможете подъехать ко мне завтра в четыре? Поедем вместе к раву Штейнману.
Он пришел, и мы поехали в Бней-Брак. Вошли к раву, и я напомнил ему:
— Этот человек — тот самый профессор математики, он приближается к Традиции и специально приехал, чтобы рассказать вам о своих открытиях в разделе о торговцах Лода.
Профессор изложил перед раввином этот раздел. Рав Штейнман посмотрел на него и спросил:
— Теперь вы уже обрезаны, не так ли?
Неожиданно математик разрыдался:
— Но как Вы узнали об этом? Разве это написано у меня на лбу?
Рав ответил:
— Никто в мире не может понять раздел о торговцах Лода, пока не сделает обрезание. Если Вы так глубоко понимаете ход этого талмудического рассуждения, значит, вы уже приняли решение об обрезании и выполнили его. (Сто два рассказа)
[i] Раби Цион а-Коэн из Туниса (5618-5703 / 1858-1943, Джерба, Сфакс), автор книги хидушим (открытий в толковании Торы) «Йошиа Цийон».
[ii] Сегодня так называют женатого человека, который всецело посвятил себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Слово «аврех» взято из Пятикнижия: так возглашали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
[iii] Раби Аарон Йеуда-Лейб Штейнман (5675-5778 / 1913-2017, Белоруссия, Швейцария, Земля Израиля — Израиль) — мудрец Торы, духовный лидер последнего поколения. Один из глав знаменитой ешивы Поневеж, также руководил ешивами «Гаон Яаков» и «Орхот Тора». Оказал огромное влияние на развитие еврейской жизни как в Израиле, так и в диаспоре, в том числе и среди русскоязычных евреев. В 2000 году рав Штейнман стал почетным президентом московской ешивы «Торат-Хаим». Один из основателей организации «Толдот Йешурун». Всегда подчеркивал, что важнейшая заповедь нашего поколения — возвратить свет Торы русскоязычному еврейству. К нему ежедневно приходили сотни людей, чтобы посоветоваться. Несмотря на преклонный возраст и усталость, он стоя принимал всех посетителей и никогда никому не отказывал.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский