«Познай же ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4:39).
Жизненная гонка — погоня за заработком и препятствия на этом пути, болезни, теракты и политические скандалы — иногда, если вложить в это всю душу, заставляет забыть ту незыблемую веру, которая является основой нашего существования и продвижения.
Мы забываем, что мы — в руках Царя царей над царями и каждая точка нашего «маршрута» под контролем, каждый взлет и падение, прибыль и убыток, болезнь и здоровье приходят лишь по велению Царя.
Не сверхурочная работа приносит деньги, и уж точно — не кража и незаконное присвоение чужого.
Удивительная история произошла с бедным евреем, жившем в одном из городов Марокко. Он растил девятерых детей в страшной нищете. Время от времени зажиточные двоюродные братья из города Рабат посылали ему конверт с несколькими банкнотами. Они занимались торговлей и производством товаров и иногда оказывали материальную помощь своему незадачливому родственнику, чтобы он мог достойно провести праздники.
Однажды перед праздниками месяца Тишрей заветный конверт всё никак не приходил. День шел за днем, а бедняк оставался без денег. До Рош а-Шана (Новолетия) оставалось совсем немного…
Каждый день этот еврей с надеждой смотрел на почтальона, но долгожданного конверта всё не было. Между молитвами Минха и Маарив он слышал, как некоторые из городских бедняков рассказывают о пожертвованиях и щедрых подарках, которые им прислали по местной почте. Сердце сжималось, его грызла зависть.
«Похоже, родственники забыли обо мне, — думал он. — Занимаются своими делами, а я здесь, застрял в этом городишке и с трудом зарабатываю несколько монет в день… Как купить курицу, мясо, рыбу и овощи для праздничных трапез?»
До Рош а-Шана оставалась неделя, и страх рос в сердце еврея, который чувствовал себя забытым и покинутым всеми. В итоге злое начало, которое часто сбивает с пути наивных людей, стало ему нашептывать:
«О чем тебе беспокоиться? Сегодня вечером почтальон с конвертами для бедняков будет проходить по нашему кварталу. Достаточно небольшого усилия — пройди рядом с ним, вытяни конверт и убегай. Того, что ты там найдешь, хватит на все праздники месяца Тишрей. Это не кража, — продолжало шептать злое начало, — а лишь необходимые усилия. И если Б-г поможет, ты вернешь всё, что взял, когда твое материальное положение улучшится. Зачем страдать? Зачем причинять такое страдание жене и детям? Твоя жизнь и семья для тебя и по закону важнее всего!»
Коварное злое начало хорошо знает свое дело. Когда человек пребывает в тревоге и отчаянии, оно сразу видит эту благодатную почву, на которой можно посеять семена бедствий. В темноте наш еврей выследил почтальона, запустил руку в его сумку и выхватил толстый конверт.
— Стой! — заревел почтальон, но вор уже успел отбежать на приличное расстояние и скрылся в темном переулке с конвертом в руке.
Он бежал минут десять, задыхаясь, хотя погони уже не было, а затем спрятался за стеной разрушенного дома. Открыл конверт и, к своей великой радости, обнаружил там сумму в пятьсот лир, которой точно хватило бы на его расходы. К деньгам прилагалось письмо: «Приветствуем тебя, дорогой двоюродный брат! Мы не забыли о тебе. От всего сердца желаем тебе хорошего и благословенного года, здоровья и финансового достатка. Любим! Твои двоюродные братья из Рабата».
Душа героя нашего рассказа чуть не рассталась с телом. Оказывается, украденный конверт предназначался ему… Через час к нему домой пришли двое полицейских и отконвоировали его в областной суд. Судья приговорил его к полутора месяцам тюремного заключения. Еврей воскликнул:
— Но ведь этот конверт был предназначен для меня!
— Верно, — улыбнулся судья. — Ты украл то, что и так принадлежало тебе. Однако закон не ведает исключений. Кто крадет конверт у почтальона, того отправляют в тюрьму.
— Увы, — застонал осужденный. — Если бы я был немного терпеливее и больше верил в Творца, то не страдал бы теперь напрасно. Б-г позаботился о том, чтобы родственники меня не забыли, но я, дурак, думал, будто с помощью такого ужасного поступка смогу добыть пропитание для семьи. Горе мне, как же я попал в сети злого начала?!
Иногда наша жизнь превращается в хождение во тьме, опасное и полное ловушек. Не так много людей готовы твердо придерживаться принципа Торы — скрупулезно поддерживать равновесие между работой и прилагаемыми усилиями, с одной стороны, и ведением правильного еврейского образа жизни, с другой.
И поскольку с заработком иногда возникают большие сложности, немало людей начинает обвинять правительство, различные учреждения и работающих там чиновников. Мы даже ищем причины своих проблем в экономическом кризисе в Америке или где-нибудь еще.
Почему? Потому что легко указывать на других и находить виновных за пределами нашего личного пространства. Это несравненно проще, чем проверять и искать проблемы в собственном сердце и душе. Нам бывает трудно понять, что испытание нуждой — это воля Б-га и это испытание необходимо достойно пройти.
Ведь нам так много надо исправить в самих себе… Быть может, стоит поработать с гневом, который разгорается в душе? Или же с чрезмерной бережливостью, скупостью? А, может быть, наоборот, обуздать собственное безрассудное расточительство? (Эмуна Шлема)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его