Темы: Оцарот, Шмини, Освящение Имени Всевышнего
«Близкими ко Мне освящусь…» (Ваикра 10:3). Почему мера Суда обрушивается в первую очередь на тех, кто близок к Всевышнему? Дон Ицхак Абарбанель[1] объяснил это так: «Известно, что те, кто больше служит Б-гу, больше рискуют в этом служении. Мы видим, что на войне гибнут те, кто находится в первых рядах. Так и самые близкие в служении Царю — легче совершают ошибки в нем, а ошибка в учении считается злонамеренным грехом. Поэтому народ Израиля сказал: “Всякий, кто подойдет, приблизится к скинии Б-га, умрет…” (Бемидбар 17:28). А мудрецы, комментируя стих Тэилим “Приходит Б-г наш и не будет молчать, огонь пожирает (народы) пред Ним, а вокруг Него неистово” (50:3), говорят: “Святой, благословен Он, взыскивает с праведников с точностью до толщины волоса. Это и есть то, о чем говорил Б-г: “Близкими ко Мне освящусь”. Теми, кто ближе ко Мне в служении, освящусь” (Йевамот 121 б)».
Братья раби Элимелех из Лиженска[2] и раби Зуся из Аниполи[3] отправились в добровольный галут (изгнание) и пять лет странствовали по Польше и Украине в нищенской одежде, с посохом и сумой. Иногда они присоединялись к другим нищим, переходящим из города в город. В одном из таких путешествий нескольких бродяг обвинили в краже. В результате задержали всю группу, и они оказались в тюремной камере. Раби Элимелех собирался читать Минху (послеполуденную молитву).
— Нельзя здесь молиться, — заметил раби Зуся.
— Почему же? — не понял раби Элимелех.
Брат указал ему на ведро, стоявшее в углу. Оно служило узникам туалетом и делало помещение непригодным для молитвы.
Раби Элимелех заплакал.
— Почему ты плачешь, дорогой брат? Из-за того, что не сможешь прочесть Минху вовремя? — спросил раби Зуся.
Брат подтвердил.
— Тебе незачем плакать, — воскликнул раби Зуся. — Творец, Который повелел читать Минху, повелел не делать этого в нечистой комнате. Верно, что ты не можешь исполнить заповедь молитвы, однако ты исполняешь другую заповедь. Нужно радоваться, что даже здесь, в этой зловонной камере, мы можем исполнить заповедь, запрещающую молиться в нечистом месте. И через исполнение этой заповеди мы связаны с Творцом мира!
Слова раби Зуси произвели впечатление на его брата, и слезы сменились радостной улыбкой. Братья взялись за руки и начали танцевать, радуясь тому, что и в тюремной камере могут исполнить заповедь.
Охранник, услышавший шум, не понял, в честь какой радости пляски. Он спросил у остальных задержанных.
— Мы не знаем, — ответили они. — Но мы слышали, как те двое говорили о ведре, стоящем в углу, а затем они пустились в пляс.
— Ведро для испражнений заставило их радоваться и танцевать?! Срочно унести его вон из камеры! — закричал охранник в гневе. Ведро забрали.
Тогда братья встали на молитву как положено, по всем правилам.
Один ученик рассказал, как ему довелось выполнить заповедь освящения Имени:
Во время каникул я учился в бейт-мидраше в Брахфельде. Как-то туда зашел пожилой еврей и направился прямо ко мне:
— Ты учишь трактат Мидот?
— Да, — ответил я. — Недавно завершил его.
— Не хочешь купить книгу с расширенными комментариями на трактаты Мидот и Тамид?
Меня заинтересовало, что нового можно открыть в вопросах служения в Храме, но денег на книгу не хватало.
— Да, хочу, но у меня нет денег, — отвечаю.
— Всё в порядке, книгу бери сейчас, а заплатишь, когда деньги будут.
Старик записал свое имя и адрес на клочке бумаги, а я получил книгу «Хаей Тамид». Он был взволнован, начал рассказывать, как много трудился над ней и сколько сил они с сыном приложили, пока им удалось издать отредактированную качественную книгу — ради того, чтобы поднимались души его родителей (лэ-илуй нишматам). Он добавил, что очень трудно найти учеников, которые интересуются этой книгой. Молодежь изучает другие трактаты, а взрослые читают другие книги. И вот он нашел меня, семнадцатилетнего парня, который как раз изучает этот трактат. Какое счастье!
Я хотел возвратить долг, но записка с адресом пропала. И я никак не мог придумать, как добраться до автора книги. Записал сумму долга в надежном месте и стал молиться, чтобы Б-г помог мне найти того, кому я должен, и поскорее с ним расплатиться.
Спустя полгода мы с младшим братом сели в автобус в Иерусалим. Позади нас сидели два старика, один — еврей, другой — араб, и спорили на религиозные темы. Я не собирался прислушиваться, т. к. не интересуюсь межрелигиозной полемикой, но тут услышал голос старика-еврея:
— Вы ведь тоже знаете, что наша Тора — истина. У нас Б-г открылся всему народу, а не одному лишь человеку-посреднику. Если поразмыслите, ты и сами признаете, что только Тора Израиля истинна.
Голос показался мне знакомым. Брат спросил:
— Может, тот старик позади нас — как раз тот, что продал тебе книгу?
Я обернулся, но всё еще не был уверен. Тогда я прямо спросил его:
— Это не вы автор книги «Хаей Тамид»?
— Да, молодой человек, это я. А что?
— Полгода назад вы дали мне эту книгу в Брахфельде, а я до сих пор вам не заплатил. У меня с собой пятьдесят шекелей, хочу вернуть долг.
Старик всё вспомнил, взял деньги и сказал, что мы в расчете. Затем он повернулся к арабу и тоном победителя заявил:
— Видишь, что здесь происходит? Вот тебе яркий пример еврейского воспитания! Молодой парень платит долг по собственной воле, без всяких напоминаний и просьб с моей стороны. Почему? Потому что он еврей, а в нашей Торе сказано, что закон одинаков для долга в сто монет и долга в одну монету.
Его собеседник был потрясен тем, что увидел.
— У нас, пожалуй, такого и не бывает — чтобы долг возвращали без напоминаний. Да и когда платят, за часть долга приходится судиться и драться. Тора Израиля и в самом деле работает!
Затем он сразу же вышел из автобуса. Мои пятьдесят шекелей ждали полгода ради этого мгновения — освящения имени Творца (Ашгаха Пратит).
[1] Раби (дон) Ицхак бар-Йеуда Абарбанель (Абраванель, Абрабанель; 5197-5268 / 1437-1508, Португалия — Испания — Италия) — один из величайших комментаторов Писания; выдающийся государственный деятель и финансист при дворе трех европейских королей.
[2] Раби Элимелех бар-Элиэзер-Липа Вайсблюм (раби Элимелех из Лиженска; Ноам Элимелех; 5477-5547 /1717-1787) — духовный лидер хасидского движения в Галиции.
[3] Раби Мешулам-Зуся бар-Элиэзер-Липа Вайсблюм (раби Зуся из Аннополя — Аниполи; умер в 5560 / 1800.) — выдающийся праведник.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский