Темы: Грехи, Ваикра, Оцарот, Искупление, Искупление грехов
«Когда (захочет) человек (адам) принести жертву Господу…» (Ваикра 1:2).
Комментарий Раши[1]: «Почему употреблено слово “адам”[2]? Как первый человек (Адам) не приносил жертвы из краденого, поскольку всё принадлежало ему, так и вы не приносите из краденого. Чтобы вы не подумали, что, поскольку это приносится в жертву Б-гу, а Ему принадлежит “земля и (всё) наполняющее ее” (Тэилим 24:1), разрешено вам красть, не дай Б-г».
Глава ешивы «Порат Йосеф», гаон раби Йеуда Цадка, говоря о жертвоприношениях, объяснял: нельзя отнимать жизнь животного впустую, если это не связано с искренним раскаянием человека. Ведь если человек согрешил, чем виновато животное?
Рав гаон Элияу Рустами рассказывает:
Однажды ко мне пришел сосед из района Пардес Кац (в Бней-Браке) и попросил, чтобы я совершил для него обряд искупления — капарот. Я согласился, и он отправился за петухом. Когда он вернулся, я был в шоке: сосед принес индюка…
Я начал крутить индюка над его головой. Это было нелегко — птица весила около восемнадцати килограмм. И когда я дошел до слов «Это — искупление твое», индюк вырвался у меня рук и удрал.
— Уважаемый рав! Почему сбежал мой петух? — расстроился сосед.
Я ответил шуткой:
— Для твоих грехов нужна корова, а не петух! Индюк этим хотел сказать: «Я ведь не нарушаю субботу, не злословлю, не смотрю на запретное, так почему я должен искупать его грехи? Пусть лучше он искупает мои!»
Вернемся к теме. Почему же всё-таки разрешено отнимать жизнь животного из-за грехов человека?
Человек наделен особой миссией, и весь мир создан, чтобы способствовать выполнению этой миссии. Поэтому нам разрешено резать животное ради искупления. По этой же причине Святой, благословен Он, после Потопа разрешил человечеству есть мясо. Цель жертвоприношения — привести человека к раскаянию. Пусть ощущает: как режут эту корову, сдирают ее шкуру и кропят жертвенник ее кровью, так должны были бы поступить со мной за мои грехи… Но если человек приносит жертву, а сердце его в этом не участвует, он не раскаивается в грехах, значит, он отнял жизнь у животного напрасно — и за это тоже будет отвечать.
Гаон раби Хизкияу-Йосеф Мишковский[3] рассказал историю о том, как мать «пожертвовала» своего сына для изучения Торы. Он говорил об этом на съезде организации «Лев лэ-Ахим», которая помогает обращать сердца евреев к их Отцу Небесному…
В одной израильской ешиве был выдающийся ученик, с большим прилежанием изучавший Тору. Он дышал только Торой. Такое поведение удивляло преподавателей: по-видимому, здесь была какая-то тайна.
Однажды, когда парень пришел поговорить с главой ешивы, ответ прояснился:
— Я родился в Америке, мои родители не соблюдали Тору, — рассказывал ученик. — Но однажды мать попала на лекцию одного раввина, и с того момента началось ее возвращение к Традиции. Отец возражал, он сказал матери: «Я не могу так жить. Решай: или я — или твой иудаизм». Мама плакала и пыталась убедить его, насколько это хорошо и правильно — соблюдать заповеди, но ей не удалось. Она выбрала иудаизм, а я остался с ней — и без отца.
Я учился в религиозной школе, и в конце восьмого класса мой рав позвонил маме и сказал, что у меня большой потенциал и я смогу хорошо продвинуться, если поеду в одну из лучших ешив в Израиле.
Мама пережила тяжелую внутреннюю борьбу. С одной стороны, больше всего она желала моего успеха, но в то же время я составлял весь ее мир. Если я уеду, она останется совсем одна. Это была настоящая жертва — как принести меня «во всесожжение Б-гу». В итоге она всё же решилась на эту жертву во славу Всевышнего и согласилась, чтобы я поехал в Израиль учиться в хорошей ешиве. Расставание было трудным. Мама сказала:
— Я отправляю тебя учиться, а сама остаюсь в одиночестве, чтобы ты смог расти в Торе и трепете перед Б-гом. Пожалуйста, сынок, погрузись целиком в учебу, чтобы моя жертва не была напрасной!
Ее слезы обожгли мне сердце, и я пообещал, что приложу все усилия…
Год назад мама позвонила мне и сообщила, что у нее обнаружили страшную болезнь, а ей даже не на кого опереться. Я хотел вернуться домой, но она ответила категорическим «нет».
— Я сделаю всё ради святой Торы, — сказала она. — В награду за твою учебу, быть может, Наверху смилуются надо мной и я вылечусь. Не прекращай учебу.
Я постоянно молился, чтобы мама выздоровела, стал учиться еще усерднее. Но месяц назад она позвонила в слезах: врачи считают — нет у нее шансов выжить…
Я заплакал и сказал, что приеду поддержать ее хотя бы в эти последние дни, но она отказалась, ответила: главное — чтобы я стал мудрецом Торы…
— Обещай мне, что даже когда я отойду в мир иной, ты не перестанешь трудиться в Торе. Так я хотя бы буду знать, что оставила в этом мире свечу, горящую в Храме.
После того разговора ее телефон уже не отвечал. Сердце ее остановилось… Поэтому я пришел к главе ешивы спросить: достаточно ли я делаю, чтобы исполнить последнее желание матери?
Так стала известна причина его самоотверженной учебы. Это было наградой Свыше его матери, которая буквально «пожертвовала» сына Торе. (Ма Аhавти Торатэха)
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[2] Ведь есть другие, более распространенные слова, обозначающие это понятие, почему здесь употреблено именно это?
[3] Рав Хизкияу-Йосеф Мишковски (5644-5707/1884-1946; Польша — Эрец-Исраэль), глава раввинского суда в местечке Крынки, президент объединения раввинов — беженцев из Польши, один из руководителей Комитета спасения евреев Европы и Комитета ешив в Польше и Эрец-Исраэль.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский