Темы: Грехи, Ваикра, Оцарот, Искупление, Искупление грехов
«Когда (захочет) человек (адам) принести жертву Господу…» (Ваикра 1:2).
Комментарий Раши[1]: «Почему употреблено слово “адам”[2]? Как первый человек (Адам) не приносил жертвы из краденого, поскольку всё принадлежало ему, так и вы не приносите из краденого. Чтобы вы не подумали, что, поскольку это приносится в жертву Б-гу, а Ему принадлежит “земля и (всё) наполняющее ее” (Тэилим 24:1), разрешено вам красть, не дай Б-г».
Глава ешивы «Порат Йосеф», гаон раби Йеуда Цадка, говоря о жертвоприношениях, объяснял: нельзя отнимать жизнь животного впустую, если это не связано с искренним раскаянием человека. Ведь если человек согрешил, чем виновато животное?
Рав гаон Элияу Рустами рассказывает:
Однажды ко мне пришел сосед из района Пардес Кац (в Бней-Браке) и попросил, чтобы я совершил для него обряд искупления — капарот. Я согласился, и он отправился за петухом. Когда он вернулся, я был в шоке: сосед принес индюка…
Я начал крутить индюка над его головой. Это было нелегко — птица весила около восемнадцати килограмм. И когда я дошел до слов «Это — искупление твое», индюк вырвался у меня рук и удрал.
— Уважаемый рав! Почему сбежал мой петух? — расстроился сосед.
Я ответил шуткой:
— Для твоих грехов нужна корова, а не петух! Индюк этим хотел сказать: «Я ведь не нарушаю субботу, не злословлю, не смотрю на запретное, так почему я должен искупать его грехи? Пусть лучше он искупает мои!»
Вернемся к теме. Почему же всё-таки разрешено отнимать жизнь животного из-за грехов человека?
Человек наделен особой миссией, и весь мир создан, чтобы способствовать выполнению этой миссии. Поэтому нам разрешено резать животное ради искупления. По этой же причине Святой, благословен Он, после Потопа разрешил человечеству есть мясо. Цель жертвоприношения — привести человека к раскаянию. Пусть ощущает: как режут эту корову, сдирают ее шкуру и кропят жертвенник ее кровью, так должны были бы поступить со мной за мои грехи… Но если человек приносит жертву, а сердце его в этом не участвует, он не раскаивается в грехах, значит, он отнял жизнь у животного напрасно — и за это тоже будет отвечать.
Гаон раби Хизкияу-Йосеф Мишковский[3] рассказал историю о том, как мать «пожертвовала» своего сына для изучения Торы. Он говорил об этом на съезде организации «Лев лэ-Ахим», которая помогает обращать сердца евреев к их Отцу Небесному…
В одной израильской ешиве был выдающийся ученик, с большим прилежанием изучавший Тору. Он дышал только Торой. Такое поведение удивляло преподавателей: по-видимому, здесь была какая-то тайна.
Однажды, когда парень пришел поговорить с главой ешивы, ответ прояснился:
— Я родился в Америке, мои родители не соблюдали Тору, — рассказывал ученик. — Но однажды мать попала на лекцию одного раввина, и с того момента началось ее возвращение к Традиции. Отец возражал, он сказал матери: «Я не могу так жить. Решай: или я — или твой иудаизм». Мама плакала и пыталась убедить его, насколько это хорошо и правильно — соблюдать заповеди, но ей не удалось. Она выбрала иудаизм, а я остался с ней — и без отца.
Я учился в религиозной школе, и в конце восьмого класса мой рав позвонил маме и сказал, что у меня большой потенциал и я смогу хорошо продвинуться, если поеду в одну из лучших ешив в Израиле.
Мама пережила тяжелую внутреннюю борьбу. С одной стороны, больше всего она желала моего успеха, но в то же время я составлял весь ее мир. Если я уеду, она останется совсем одна. Это была настоящая жертва — как принести меня «во всесожжение Б-гу». В итоге она всё же решилась на эту жертву во славу Всевышнего и согласилась, чтобы я поехал в Израиль учиться в хорошей ешиве. Расставание было трудным. Мама сказала:
— Я отправляю тебя учиться, а сама остаюсь в одиночестве, чтобы ты смог расти в Торе и трепете перед Б-гом. Пожалуйста, сынок, погрузись целиком в учебу, чтобы моя жертва не была напрасной!
Ее слезы обожгли мне сердце, и я пообещал, что приложу все усилия…
Год назад мама позвонила мне и сообщила, что у нее обнаружили страшную болезнь, а ей даже не на кого опереться. Я хотел вернуться домой, но она ответила категорическим «нет».
— Я сделаю всё ради святой Торы, — сказала она. — В награду за твою учебу, быть может, Наверху смилуются надо мной и я вылечусь. Не прекращай учебу.
Я постоянно молился, чтобы мама выздоровела, стал учиться еще усерднее. Но месяц назад она позвонила в слезах: врачи считают — нет у нее шансов выжить…
Я заплакал и сказал, что приеду поддержать ее хотя бы в эти последние дни, но она отказалась, ответила: главное — чтобы я стал мудрецом Торы…
— Обещай мне, что даже когда я отойду в мир иной, ты не перестанешь трудиться в Торе. Так я хотя бы буду знать, что оставила в этом мире свечу, горящую в Храме.
После того разговора ее телефон уже не отвечал. Сердце ее остановилось… Поэтому я пришел к главе ешивы спросить: достаточно ли я делаю, чтобы исполнить последнее желание матери?
Так стала известна причина его самоотверженной учебы. Это было наградой Свыше его матери, которая буквально «пожертвовала» сына Торе. (Ма Аhавти Торатэха)
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[2] Ведь есть другие, более распространенные слова, обозначающие это понятие, почему здесь употреблено именно это?
[3] Рав Хизкияу-Йосеф Мишковски (5644-5707/1884-1946; Польша — Эрец-Исраэль), глава раввинского суда в местечке Крынки, президент объединения раввинов — беженцев из Польши, один из руководителей Комитета спасения евреев Европы и Комитета ешив в Польше и Эрец-Исраэль.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его