«Вот что давать им, каждому, проходящему для пересмотра: половину шекеля…» (Шмот 30:13). Раши[1] комментирует: «“Вот что давать…” — Б-г показал Моше нечто вроде огненной монеты весом в половину шекеля и сказал: “Такую дайте”».
Если Все ышний решил по какой-то причине показать Моше форму монеты, которую евреи должны давать «при исчислении их», почему Он показал именно «огненную» монету, а не обычную монету в полшекеля?
Следующие истории помогут нам найти ответ на этот вопрос.
Гаон раби Йеошуа-Лейб Дискин[2] обычно давал урок лучшим ученикам Бриска, своего города, а в заключение произносил несколько слов о еврейской этике. На одном из уроков раввин говорил об испытаниях, которые ждут человека в этом мире, и о способах противостоять им:
— Есть испытание бедностью, которому многие из нас подвергаются каждый день и каждый час, — сказал рав. — Но бывает и большее испытание. Это испытание богатством. Когда человек богатеет и достигает величия, он склонен забывать, из Чьих рук получил всё это, и начинает скупиться так, словно эти деньги принадлежат только ему. Более того, богатство может заставить человека забыть о Всевышнем, как сказано (Дварим 32:15): «И утучнел Йешурун, и стал брыкаться… и оставил он Б-га, Создавшего его».
В тот же день к раву домой пришел один из учеников. Зубы парня стучали, а руки дрожали от страха. На вопрос, что случилось, юноша ответил:
— Большое несчастье выпало на мою долю. Я только что получил известие, что выиграл в лотерею огромную сумму денег. Но именно сегодня на уроке вы говорили, что богатство очень опасно для человека. Вот почему я так испугался.
Рав Дискин улыбнулся и успокоил ученика:
— Верно, что богатство может стать препятствием в жизни. Но в каком случае? Только когда человек не осознает этого. Тому же, кому изначально известна связанная с ним опасность, кто готов к этому, богатство не принесет никакого ущерба. Наоборот, оно может принести своему владельцу большую пользу. Тот, кто разбогател, должен произнести благословение «… Который добр и творит добро» с упоминанием Имени Всевышнего и Его царства[3], чтобы поблагодарить Творца за это.
Ученик произнес благословение, и рав Дискин ответил «амен».
Нечто подобное сказал и гаон раби Хаим из Бриска[4] богачу, потерявшему всё состояние. Тот оплакивал свою горькую участь и спросил рава Хаима:
— Раби, скажи мне, из-за чего я потерял богатство? В чем причина?
— Приведу тебе притчу, — ответил раби Хаим. — Представь себе человека, который подарил сыну нож, чтобы тот пользовался им для всех своих нужд. Сын поблагодарил отца и взял нож, чтобы резать пищу. Но однажды он сошел с ума и решил проверить остроту ножа на собственных пальцах. Отец немедленно отобрал у него нож — ведь не для такого использования нож был предназначен. То же самое и с деньгами: Всевышний дал тебе богатство, но ты не использовал его должным образом — не давал милостыню, не занимался благотворительностью. Творец увидел, что ты не используешь деньги по назначению, и забрал их у тебя…
Отсюда ясно, что богатство, с одной стороны, может быть благословением, а, с другой, может быть опасно для своего владельца, привести его к духовному падению. Всё зависит от того, как использовать богатство. И это подводит нас к ответу на наш вопрос — согласно подходу раби Нахмана из Бреслава[5]:
Всевышний показал Моше Рабейну огненную монету, т. к. между огнем и монетой существует сходство. У огня два назначения: одно — улучшать жизнь, варить, согревать, освещать; другое же — сжигать и испепелять. От человека зависит, как будет использован огонь.
То же самое и с монетой: если человек знает, как правильно обращаться с деньгами, деньги для него будут добром и благословением. Но если, не дай Б-г, он скупится или разбазаривает деньги — не дает милостыню нуждающимся и покупает то, что запрещено еврейским Законом, то монета, как и огонь, может причинить вред и сжечь.
Еще один ответ на наш вопрос находим в истории о раби Хаиме из Воложина[6].
Раби Хаим умел максимально полагаться на Творца и старался передать это умение всем, кто был готов слушать его советы и наставления.
Один богатый человек всю жизнь давал большие суммы на благотворительность. Но однажды удача отвернулась от него, бизнес рухнул и большая часть его денег пропала. Он пришел к раби Хаиму из Воложина с вопросом: следует ли ему в такой сложный период продолжать тратить деньги на благотворительность, как он делал в прошлом? Ведь тогда ему придется занимать деньги. Не требует ли закон уменьшить расходы на благотворительность, невзирая на вопли нищих, полагавшихся на его помощь? Или же всё-таки лучше влезть в долги, невзирая на риск полностью разориться?
Раби Хаим не торопился с ответом. Он вновь и вновь анализировал ситуацию с позиции Торы и в итоге постановил:
— Ты должен давать милостыню как раньше и раздавать деньги, как велит твоя милосердная душа. Не бойся разориться — известно, что от трат на благотворительность еще ни один человек не проиграл.
Бывший богач решил поступить так, как сказал раби Хаим.
Через несколько недель от благотворителя пришла телеграмма, которая сообщала: совет раби Хаима принес благословение. Колесо судьбы вновь повернулось, и этот человек выиграл в лотерею огромную сумму — сотни тысяч рублей. Рав очень обрадовался, услышав эту новость, и перед уроком рассказал о чудесном случае в ешиве — чтобы дать ученикам ощутить, что такое Б-жественное провидение, как Всевышний управляет миром…
Это в очередной раз показывает: когда человек дает деньги на благотворительность, он не потерпит убытка, хотя кажется, что у него становится меньше денег.
Отсюда и наш ответ. Всевышний не зря показал Моше «огненную монету». В этом заключался важный урок для народа Израиля. Когда зажигают огонь от другого огня, первый огонь не уменьшается. Так и тот, кто дает милостыню, может не бояться обеднеть, поскольку от помощи бедным его состояние не становится меньше (Лэламедха).
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.
[2] Раби Йеошуа-Лейб бар-Биньямин Дискин (Маариль Дискин; 5579-5658 /1819-1898, Бриск — Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
[3] «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро» (Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, а-Тов вэ-а-Мейтив).
[4] Раби Хаим Брискер, раби Хаим бар-Йосеф-Дов а-Леви Соловейчик (5613-5678 / 1853-1918) — выдающийся еврейский законоучитель, исследователь Торы и преподаватель талмудической литературы. Продолжатель династии мудрецов Торы из Бриска (Бреста).
[5] Раби Нахман бар-Симха из Бреслава (5532-5571 / 1772-1810) — выдающийся праведник, основатель течения Бреслав в хасидизме.
[6] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (раби Хаим Воложинер; 5509-5581 / 1749-1821) — выдающийся талмудист ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский